Источник: https://ds-37-kuzneck.nubex.ru/9980/22589/

Консультация "Развитие речевого дыхания у детей" Подготовила учитель-логопед высшей категории Нестерова И.В.

Вам, конечно, приходилось наблюдать, как ребенок говорит «взахлёб».

Это следствие несформированного правильного речевого дыхания. Чтобы избежать этого, необходимо внимательно наблюдать за состоянием органов дыхания ребенка: регулярно проводить закаливающие процедуры, своевременно и эффективно лечить инфекции дыхательных путей, удалять аденоиды, поскольку эти явления затрудняют носовое дыхание и задерживают формирование правильного речевого дыхания.

Дыхательные упражнения способствуют увеличению объема дыхания, нормализации его ритма, выработке плавного, длительного, экономного выдоха.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года - прогулки.

Немаловажную роль развития речевого дыхания играют дыхательные упражнения.

Рекомендации для выполнения дыхательных упражнений.

 1.Упражнения на дыхание выполняются в течение 3-5 минут, в положении сидя или стоя, в удобной расслабленной позе, без напряжения. Не допускайте переутомления, достаточно 3-5 повторений!

2.Длительные упорные упражнения могут спровоцировать головокружение и тошноту, особенно у ослабленных детей.

3. Не рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику голодному ребенку. Так же если ребенок плотно поел.

4. Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

5. Движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо, в проветриваемом помещении или на улице.

I. Классические упражнения направлены на координирование ротового и носового типа дыхания, выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1.Вдох и выдох через нос.

2.Вдох через нос, выдох через рот.

3.Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое. 5.Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

 

 

II. Развитие речевого дыхания без участия речи, направленное на развитие длительного  плавного выдоха, активизацию мышц губ.

«Бурлящая вода». Детям предлагается подуть в стакан с водой через трубочку.

«Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь улетит дальше?

«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, пластика.

«Духовые инструменты». Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

«Снежинки летят». Детям предлагают подуть на снежинки (ватный диск).

«Кораблик». Предлагаем детям подуть на кораблик, и он по морю отправится в путешествие.

«Свечка». Подуть на зажженную свечку (соблюдая противопожарный режим).

«Покатай карандаш». Необходимо подуть на карандаш. Он должен кататься по ровной поверхности.

III. Дыхательно-голосовые игры и упражнения, направленные на развитие длительного, непрерывного ротового выдоха. Активировать губные мышцы. «Ежик». Медленный выдох на звуке ф-ф-ф-ф-ф.

«Гуси шипят». Медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш-ш.

«Шар лопнул». Медленный выдох на звуке ш-ш-ш.

«Повтори-ка» помогает выработке удлиненного речевого выдоха, способствует развития просодических компонентов речи. Взрослый предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

1. Парк... Парк, слушай... Парк, слушай песню... Парк, слушай песню ветра... Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у».

2. Снег... Снег скрипит... Снег скрипит от мороза... Снег скрипит от мороза: «кгх-кгх-кгх» (звуковая импровизация).

3. Дождь... Дождь поет... Дождь поет песню... Дождь поет песню осени «Ветер, ветер» способствует развитию неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха. Имитация дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый — ф-ф-ф-ф. У Лета — жаркий, согревающий — х-х-х. У Осени — прохладный — с-с-с. У Зимы — холодный, студеный — в-в-в-в.

Дыхательные упражнения учат детей правильно дышать, равномерно расходовать воздух в ходе разговора, соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. Формируется правильное речевое дыхание, легче и быстрее идет процесс постановки и автоматизации звуков. У детей улучшается общее звучание и внятность речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.