Источник: https://ds-37-kuzneck.nubex.ru/10122/22557/

        Темперамент ребенка - один из важнейших ориентиров в осуществлении индивидуального подхода в ее воспитании. Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недостатками. Соответственно педагогам и родителям необходимо выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а развивали положительные, сильные стороны. Таким образом, знание основных свойств, присущих дошкольникам разных типов темперамента, поможет родителям и педагогам грамотно организовать занятие или самостоятельную деятельность. Особенно полезной эта информация будет на этапе адаптации ребенка к ДОУ, новому режиму, коллективу.

       Сущностью индивидуального подхода в воспитании выступает вариативно использования педагогом целостной системы воспитательной работы с учетом индивидуальности ребенка,  его физической активности,  подвижности. Для детей каждого типа темперамента актуальны определенные воспитательные задачи.

        Так как же надо вести себя родителям и воспитателям с детьми с различными типами темперамента?

      Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Важно учитывать все минусы и плюсы темперамента дошкольника, пытаться свести минусы к нулю, не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка. Не следует стараться изменить врожденный темперамент дошкольника, превратить, например, холерика в сангвиника, сангвиника – в флегматика и меланхолика или наоборот. Нельзя говорить о минусах ребенка, особенно при посторонних людях, ругать его, постоянно раздражаясь оттого, что он не такой, каким его хотели бы видеть. Не следует переделывать ребенка, ломать его. Тем самым можно вызвать активное сопротивление или психологический кризис.

      Так, при воспитании ребенка-холерика следует направить его энергию на нужные, полезные дела, учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил. Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо владеть собой, чтобы не вспылить, погашать любую агрессивность. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Родителям и воспитателям важно помнить, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей. Такого ребенка необходимо учить вежливости.

        В процессе воспитания сангвиника следует стремиться вырабатывать устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий. При этом родителям необходимо учитывать, что общительность и оптимизм ребенка - сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали, стать источником как легкомыслия, так и непостоянства.

        Если в семье растет маленький флегматик, родителям нужно пытаться сформировать у него любознательность и сделать его инициативным. Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время, чтобы не попасть в цейтнот. При этом важно не раздражаться медленным темпам ребенка-флегматика, а ускорять их, применяя игровую деятельность, например, игры наперегонки. Играть с ними в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и  чувства: радоваться, грустить. Следить за тем, чтобы он не оставался инертным, вялым, иначе эти качества могут превратиться в леность.

        От меланхолика не надо требовать того, что для него  невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность. Родителям следует поддерживать его, одобрять, быть с ним ласковее и мягче. Необходимо нацеливать ребенка на выполнение лишь посильных заданий и помогать вовремя справляться с ними. Учить преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе. Поддерживать его самостоятельность. Важно воспитывать в ребенке-меланхолике инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Родители должны стараться в разных ситуациях вызывать у ребенка больше положительных эмоций.  

Рекомендации:

- важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку. Контролировать его действия и поступки;

- обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

- необходимо чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое);

- целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;

- важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности;

- внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.

 

Использованная литература:

  1. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. Под редакцией Я. П. Коломенского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
  2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 198
  3. Тополев И. Д. Проблемы детской педагогики. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 1999.
  4. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1980.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.