Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Учитель-дефектолог рекомендует!

Консультация "Как понять, что у ребенка аутизм" .Учитель-дефектолог Макарова О.В.

Как понять, что у ребенка аутизм.

Учитель-дефектолог

Макарова О.В.

 

Аутизм вылечить невозможно, можно только помочь

ребенку постараться принять этот мир вокруг.

Аутизм как нарушение развития впервые был описан в начале 40-х годов прошлого века. Еще в начале 2000-х заболевание не было сильно распространено в мире, хотя такие дети стали рождаться все чаще.

И врачам, и родителям довольно трудно сразу после рождения распознать у ребенка некоторые отклонения в развитии. Однако есть признаки, на которые нужно вовремя обратить внимание.

Синдром Каннерра, или ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром.

Ребенок сталкивается с трудностями при взаимодействии с другими людьми или в выражении собственных эмоций. Даже в общении с близким кругом людей у ребёнка могут возникать сложности в построении эмоциональных связей.

Причины раннего детского аутизма до сих пор являются предметом дискуссий. Последние исследования показали, что патогенез данного заболевания обусловлен сложными биологическими факторами, такими как генетические отклонения или органическое поражение центральной нервной системы.

Родителям следует обратиться к специалисту, если у ребенка отмечается следующая симптоматика:

  • В грудном возрасте родителей должно насторожить отсутствие «комплекса оживления»: ребенок при попытке взять его на руки становятся пассивным или, наоборот, проявляет отрицательную реакцию.
  • У ребенка выраженная склонность к стереотипному поведению (повторяющимся действиям), раскачиваниям, бегу по кругу.
  • Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже - предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться.
  • Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи.
  • Ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, не воспринимает жесты, мимику, интонации, предпочитает общение с предметами, а не с людьми.
  • Ещё один ранний признак аутизма, как ни странно, - подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: "Коля! Петя! Посмотри…" А он не реагирует. Выявлено, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к звукам, нарушение ритма сна и бодрствования, чрезмерная избирательность в еде. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.
  • Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то.  Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.
  • У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

Одним из самых актуальных вопросов, связанных с лечением раннего детского аутизма, является вопрос правильной постановки диагноза. Симптоматика целого ряда заболеваний очень похожа. На начальном этапе необходимо дифференцировать РДА от других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Процесс постановки диагноза чрезвычайно сложен и требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Помимо сбора подробного анамнеза, необходимо провести расширенное неврологическое и соматическое обследование, функциональную диагностику, хромосомный анализ.

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует!

Признаки аутизма прежде всего проявляются в том, что ребенок не говорит. Он отказывается входить в диалог — не важно, каким способом, вербальным или невербальным. Все пространство знаков, слов и прочих моментов остается для него в общем-то загадкой.

Отчасти аутизм вызван повышенным требованием к ребенку, завышенными ожиданиями от него.

Современная система образования требует от юного субъекта буквального того, чтобы он заговорил почти сразу. Под давлением этих требований маленький человек может отказаться от каких-бы то ни было отношений.

Также это может быть вызвано и абсолютным невниманием к ребенку, полным игнорированием его как человека, как субъекта. Например, был описан случай, когда родители почти с самого рождения посадили ребенка перед телевизором, и его воспитывал голубой экран, который не мог дать никакого ответа на его чувства, желания и потребности.

В общем, причины аутизма всегда разные, но можно выделить одну — это некий механистический подход к отношениям с ребенком и его воспитанию.

Вылечить аутизм невозможно. Если это происходит, то это на всю жизнь. Возможно лишь помочь человеку выбрать и обрести возможность говорить с окружающим миром. Подобные мероприятия, конечно, очень долгие, могут идти по несколько лет. И здесь нужен комплексный подход, который бы позволил человеку каким-то очень специфичным образом влиться в социум.

 

 

 

Источники информации:

https://rg.ru/2021/04/11/kak-poniat-est-li-u-vashego-rebenka-autizm-shest-podskazok-roditeliam.html

https://letidor.ru/zdorove/ekspert-na-svyazi-kak-ponyat-chto-u-rebenka-autizm.htm