О каких подарках мечтают наши дети
Психологический анализ детских рисунков,
участвовавших в конкурсе «Самый лучший подарок»
Подарки... Взрослым кажется, что дети хотят подарки всегда и в любых количествах, для них игрушек много не бывает... Но часто желание иметь тот или иной подарок может многое рассказать о человеке. А бывает, что чадо долгие годы мечтает о живом котенке, получая плюшевых заменителей. И это маленькая детская трагедия, которая затаивается в укромной уголке души, лишь иногда напоминая о себе тревогой, недоверием к родителям, непонятными страхами. Важно выполнять мечты ребенка, но как различить сиюминутное желание "хочу" от настоящей мечты?
Почему-то многие взрослые считают, что лучше знают, во что играть их ребенку, какая одежда ему нужна, какие книги. А как же мнение ребенка? Может быть, ему не хочется очередные джинсы или сто пятую розовую резиночку для волос? Может быть, он мечтает о живом пушистом друге или о самодельных бусах?
Прислушиваясь к мнению наших детей, стараясь выполнить их заветные мечты, мы развиваем у них умение самостоятельно мыслить, принимать решения, нести ответственность за поступки. И это очень важно для будущей взрослой жизни.
Итак, мы выясняли, о каких же подарках мечтают современные дети. Правда ли, что нынешние дети "бездуховные", "привязаны к компьютеру"?
Хочется отметить, что некоторые взрослые схитрили, помогая ребенку рисовать, хотя в условиях конкурса было сказано, что ребенок должен выбрать и нарисовать свой подарок САМ.
Возраст 4-5 лет.
У ребенка уже есть некий жизненный опыт - он смотрит мультфильмы, общается со сверстниками и хочет иметь то, что уже есть у других, либо "примеряет" на себя сказочные образы. Основная тема: девочки мечтают о куклах, мальчики - о машинках. Именно в данном возрасте дети начинают особенно активно играть с этими игрушками, придумывая сюжеты, разыгрывая сценки, отрывки из любимых сказок.
Желание иметь ролики "как у подружки" - желание сблизиться с детьми, стать такой же. Это больше характерно для детей постарше (с 6 лет), можно сказать, что 5-летний ребенок, мечтающий о коньках, развивается с некоторым опережением, это неплохо. Важно помочь девочке найти хороших друзей.
Мечта об игрушке в коллекцию (павлин) также несколько опережает возраст - как правило, детишки 5 лет не могут четко собирать коллекцию из определенных игрушек, их интересы непостоянны. Умение коллекционировать, т.е. сортировать, соблюдать порядок, длительное время концентрировать внимание на чем-то одном ("я собираю животных, поэтому мне не хочется получить в подарок куклу") развивается позже, а сейчас ребенку потребуется помощь взрослых.
Желание иметь животное (котенка) в данном возрасте, когда ребенок не может самостоятельно отвечать за живое существо, может указывать на нехватку общения со сверстниками (котенок будет лучшим другом), недостаток ласки, строгое воспитание в семье (котенок мягкий, ласковый, его можно погладить, он будет всегда меня любить), ребенок нуждается в тактильных ощущениях (мягкий, пушистый, теплый). Важно обратить внимание, что говорит ребенок о животном, как характеризует его, что для него важно - тактильные ощущения, общение с живым существом, чувства...
Возраст 6-7 лет.
Желание иметь куклу, машинку сменяется игрушками для совместных игр со сверстниками, в данном возрасте ребенку нравится создавать что-то свое, отсюда интерес к поделкам (бусы, пазлы, швейная машинка).
Есть четкие различия - "девчоночья" или "мальчишечья" игрушка; мальчики мечтают об игрушках, несущих мужские символы, чтобы во время игры чувствовать себя мужчиной (смелый, сильный, воин, защитник) - это пистолеты, автоматы, самолеты, корабли, мечи. Девочки же подсознательно стремятся быть похожими на маму - отсюда интерес к тому, чем интересуется мама. Дети очень внушаемы, в их играх отражается опыт, который черпается из просмотра мультфильмов, из реальной жизни - отсюда и желание иметь такую же куклу, как в мультике.
Часто в данном возрасте ребенок начинает гулять на улице самостоятельно, расширяется круг общения, поэтому особенно актуальными становятся игры и игрушки, помогающие общаться, позволяющие показать "вот я как могу", почувствовать себя своим среди детей. Поэтому мальчики мечтают о скейте, велосипеде, и желание иметь телефон тоже больше связано именно со стремлением найти общий язык со сверстниками.
В этом возрасте мягкие игрушки отходят на второй план - у ребенка, как правило, уже есть такая любимая "игрушка-подушка", поэтому настораживает желание иметь мягкого мишку или котенка. Но может быть, ребенок увидел в магазине такую игрушку и захотел именно ее. Как правило, любовь к мягким игрушкам встречается у детей чувствительных, ранимых, возможно, с эмоциональными проблемами.
Необычна для возраста 7 лет мечта об аквариуме с рыбкой. Может быть, ребенок видел подобный и захотел иметь такой же, возможно, ему нравится наблюдать.
Возраст 8 лет.
Мечты о куклах, машинках проявляются реже, зато на первом месте - желание творить (набор для рисования), узнавать новое, т.е. получать научные и практические знания об окружающем мире (мечта о путешествии, об энциклопедии). По-прежнему актуальны игрушки и игры, способствующие общению - трансформер как у друга, коньки (скорее всего, они есть у кого-то из друзей), телефон, скейт, ролики и т.д.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы начать собирать свою коллекцию - машинки, маленькие игрушки, мягкие игрушки. Мягкие игрушки становятся символом живых существ - ребенок понимает, что живого котенка ему не подарят, поэтому заменяет его игрушечным. Дети стремятся к общению, нуждаются в друзьях, им необходимо чувствовать любовь, они хотят быть для кого-то главным "учителем" - отсюда мечты о собаке, котенке, попугайчике.
Есть и два желания получить в подарок компьютер. Уверена, что у девочек, мечтающих о компьютере, есть веские причины - может быть, это общение с детьми, у которых уже есть компьютер, может быть, это то самое стремление получать научные знания об окружающем мире, о которых написано выше.
Самое необычное желание для данного возраста - мечта иметь матрешек ("потому что они красивые") - видимо, ребенок не видел такие игрушки в более раннем возрасте, и эти действительно красивые игрушки произвели яркое впечатление.
Возраст 9 лет.
Для девочки данного возраста становится важно красиво выглядеть, но красота пока воспринимается как внешний "атрибут девушки" - отсюда мечты о клипсах, платье, украшениях.
Куклы тоже все еще важны, но не как "дочки", а как объекты одеваний, парикмахерских манипуляций, части большой ролевой игры (вместе с домиком, кукольным городком).
Важное место в жизни ребенка занимает творчество - это и возможность самовыразиться, и повод отдохнуть, выплеснуть напряжение. К таким подаркам относится набор фокусника (плюс стремление заинтересовать других, произвести впечатление), картина, занимательные кубики, шкатулка для бисера (девочке, занимающейся бисероплетением).
Кто-то пополняет коллекцию (кораблик), а кто-то немного "отстал" от сверстников, еще не наигрался в машинки и вертолетики. Хотя цель таких игр, как правило, - соревнования, стремление победить, т.е. вполне соответствуют возрасту.
Велико желание быть похожим на сверстников, быть "не хуже", иметь то же, что у друга - ранец на колесиках, коньки.
У ребенка продолжает развиваться интерес к познанию окружающего мира, других стран, мальчик мечтает о путешествии, а девочка - о глобусе. Это очень хорошо для данного возраста.
А вот мечта о мягкой игрушке в данном возрасте настораживает - чем так привлекателен мягкий мишка? Собака? Может быть, они мягкие, добрые, не ругаются, хорошие друзья? Может быть, ребенку не хватает близких друзей? Отсюда и мечты о живом существе, но теперь уже котенок, щенок воспринимаются ребенком как друзья, которым можно доверять.
Самый необычный пожарок, на мой взгляд, - это африканский барабан. Возможно, ребенок уже видел такой же, даже знает, что с ним нужно делать.
Возраст 10 лет.
Ребенок на пороге подросткового возраста, еще немного - и он уже взрослый. Но игрушки все еще важны, они помогают расслабиться, отдохнуть, найти общий интерес со сверстниками. И опять среди игрушек на первом месте мягкие игрушки (они красивые, их можно обнять, им можно пожаловаться на усталость, плохое настроение). Думаю, родители должны обратить внимание на пристрастие ребенка к мягким игрушкам в данном возрасте - это верный признак того, что ребенок устает, что ему не хватает теплого дружеского общения, ласки и чтобы его принимали таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Очень актуальны живые четвероногие друзья - котенок, собака. В них ребенок мечтает найти взаимопонимание, поддержку, которых, может быть, не хватает в окружающей среде. Животное уже воспринимается не только как друг, но и как существо, которое нужно защищать, оберегать.
Желание иметь куклу в этом возрасте, скорее всего, связано с коллекционированием, влиянием подруг, мультфильмов, фильмов. Кукла уже не "дочка", не "подруга", она предмет, который помогает общаться, проигрывать реальную жизнь.
Телефон также важен для общения как с родителями, так и со сверстниками, это признак достатка, "крутизны", бывает, что дети по марке телефона, по степени его "навороченности" судят о человеке.
Фотоаппарат, напротив, помогает ребенку понять себя и окружающий мир - в возрасте 10 лет он начинает думать, анализировать, ему интересно делать наблюдения. Для этого возраста мечта иметь фотоаппарат - редкость. Возможно, у ребенка есть опыт фотографирования, желание создавать свои фотографии, пример кого-то из авторитетных взрослых.
Еще одна необычная мечта о подарке - шлем(!).
А вот компьютерная игра - признак нашего времени, отражение повседневных интересов, переплетенное с желанием быть таким, как другие сверстники.
Наши дети, как и десятки лет назад, мечтают получить в подарок куклу, машинку; игрушки, ассоциирующиеся с радостью, любовью; игрушки, которые помогут найти общий язык со сверстниками, которые помогут в познавании окружающего мира. Телефоны, компьютерные игры - норма современной жизни, к которой ребенок, естественно, стремится. Главное, чтобы желание быть таким, как все не затмило индивидуальность и неповторимость маленького человека.
Пусть детские мечты сбываются! И даже если взрослая девочка мечтает о такой "детской" игрушке, как кукла или плюшевый мишка - значит, ей это сейчас необходимо. Если ребенок долгое время помнит о понравившейся вещи, игрушке и говорит о ней - это верный признак того, что такой подарок не просто доставляет радость, он способствует гармоничному развитию личности.