Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Важнейшей особенностью любого человека является его память. Памятью называется запоминание, сохранение и восстановление прошлого опыта. На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности. В зависимости от того, что мы запоминаем, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

Двигательная память – это запоминание собственных движений. Овладение ходьбой, бегом, написание букв и цифр – это результат двигательной памяти.

Эмоциональная память – это память чувств. Она проявляется в том, что, попадая в места, где мы испытывали какие – либо чувства, мы их снова испытываем, переживаем. Именно переживаем, а не просто вспоминаем.

Образная память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т. е. все виды образов. Образы восприятия могут быть зрительными, слуховыми, осязательными, обонятельными, вкусовыми.

Словесно – логическая память – это сохранение мыслей, выраженных словами. Именно мыслей, а не самих слов. Ее типичные проявления – запоминание понятого смысла рассказа, какое – либо объяснение.

      У детей дошкольного возраста развитие памяти имеет свои определенные особенности. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания. То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.

        У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия (движения в танце). Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими. То В подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам. Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты.

       В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на движениях мелкой моторики (работа с карандашом, кистью, ножницами).

       Развитие памяти у детей основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок. В этот период важно и общение с детьми-сверстниками, родителями. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, способен рассказать и то, что происходило с ним (рассказы из личного опыта).

       У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую-либо информацию, ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха. Начиная с четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания.. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Дети 5 – 6 лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.

      Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. Ребенок запоминает то, что каким -либо образом отразилось на его жизни. Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями. Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.

      Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.

      Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт (пересказ сказок и стихов, сочинение историй).

      Таким образом, развитие памяти в дошкольном возрасте - это и развитие образного мышления, упражнения на установления связей, ассоциаций, что необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.