Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Первый раз в первый класс.

Разве справедливо, что подготовке малышей к школе уделено столько внимания, тогда как трудности родителей остаются в тени? Большинству мам даже неловко признаваться, как сильно они устали после первого учебного года ребенка. Как же подготовиться взрослым к этому трудному первому классу? 

Конец четвертого урока. Еще не прозвенел звонок, а к школе потихоньку стекаются мамочки, встречающие своих „первачков”. Все давно перезнакомились, поэтому, ожидая своих малышей, в стайке мам и бабушек мгновенно вспыхивает разговор. „Что ж это такое? Нагрузка в школе только увеличивается!” — сетует одна из мамочек. „Да, программа сейчас прилично отличается от той, по которой нас учили”, — вздыхает другая.

Школьная программа усложняется год от года. А это значит — дополнительные уроки, факультативы, объемные задания на дом, которые вроде бы первоклассникам и задавать-то не положено. Учителя только руками разводят: „Если хотите, чтобы дети усвоили программу, то нужно больше заниматься». Конечно, мы хотим, очень хотим! Только как сделать, чтобы учение не превратилось в мучение? И если между тяготами учебы и малышом, подобно буферу, стоит заботливая мама, то кто же поможет самой маме? 

Не будет преувеличением сказать, что все мамочки первоклашек снова садятся за парту вместе со своими детками. Если мама работает целый день, то за партой оказывается чаще всего бабушка. Но проверка домашних заданий все равно ложится на плечи мамы, как „главнокомандующего” учебным процессом малыша. 

Но не стоит думать, что неработающей маме проще выполнять свой педагогический долг. Напряжение, связанное с первоначальным приучением малыша к режиму школьника, даже больше. Представьте: вы пытаетесь вдеть нитку в малюсенькое игольное ушко, а она — ну никак. Вы затаили дыхание, пробуете раз за разом, собираете в кулак всю волю и терпение, а нитка не желает попадать в заветную дырочку. Примерно такие чувства испытывают многие мамы, воспитывая новые полезные качества и умения в своем малыше. А без этих новых качеств не состоится ученик, не получится успешной, легкой учебы. Какими бы простыми ни казались уроки на первый взгляд, следить за их выполнением изо дня в день — ох как непросто! Это часто утомляет и раздражает маму, особенно, если сама она по натуре очень организованный и ответственный человек. 

По мнению психологов, самая убийственная ситуация для любого человека — это рутина. Но как избавиться от нее, как облегчить себе ежедневный бытовой труд, знают немногие. Ощущение запертости в четырех стенах или белки в колесе знакомо многим мамочкам. Ошибкой было бы думать, что 6–7-летний карапуз — большой и самостоятельный. Самостоятельности его нужно научить, и тогда мама почувствует себя гораздо свободнее, тревоги за учебу отпадут сами собой, появится больше времени для себя, для отдыха. Ведь где вы видели деточку, не задающего миллион вопросов? Бесконечное говорение маленького почемучки утомляет не меньше ежедневной готовки и уборки.

Итак, вы скоро станете не просто мамой, а мамой первоклассника? Попробуйте последовать некоторым советам, и тогда первый класс пролетит незаметно! 

1. Прежде всего нужно наладить контакт с учительницей. Не задаривать ее подарками и цветами, многие видят в этом элементарный подхалимаж. Чтобы учительница хорошо относилась к вам, ей всего-навсего нужно чувствовать отдачу от своей работы. Будем исходить из того, что ваша учительница — человек неравнодушный, любящий свое дело и детей. Отдачу от вас она почувствует, если вы будете посещать все родительские собрания, участвовать в некоторых хозяйственных мероприятиях (например, мытье окон накануне учебного года), в праздниках, интересоваться успехами своего ребенка. Подойдите к учительнице сами, внимательно выслушайте ее отзывы и комментарии, примите их к сведению. Расскажите, как вы занимаетесь дома, какие трудности у малыша были в домашнем задании. Попросите совета. Контакт с учителем во многом облегчит учебу вашему ребенку и его адаптацию в классе. Да и вам будет проще. Все учителя без исключения любят отзывчивых мам.

2. Приучайте своего малыша к самостоятельности постепенно, но неуклонно и последовательно. Многим мамам трудно дается ранний подъем, особенно если есть второй малыш-грудничок. Заведите порядок: вы разбудили своего первоклашку, убедились, что он прошлепал в туалет и умываться, поставили завтрак на стол и идите полчасика досыпать. 

Для начала можете ставить малышу напоминалки.

Вот он кушает завтрак, и время летит незаметно. Но перед ним на столе вы заранее поставили будильник, который прозвенит в определенное время, допустим в 7.30. Вот будильник прозвенел, и это сигнал для малыша, что с едой пора заканчивать, мыть чашку и тарелку и идти одеваться. В комнате стоит еще один будильник, он поставлен на 7.45. Когда он прозвенел, малыш понимает, что уже должен быть одет, пришло время застилать постель. Именно в таком порядке. Потому что, если он провозится с одеванием, постель в крайнем случае, можно и не застилать, а вот одеться и покушать нужно обязательно. А в 7.55 прозвенит будильник у вас. Это значит, что пора встать, проверить, все ли сделал малыш и одеваться на улицу. Запас на проверку и „устранение” всех неполадок — 5 минут. Давно замечено, что, если ребенка иногда просто оставить в покое и дать ему собираться в своем темпе, дела идут гораздо быстрее. Конечно, установление такого распорядка для начала потребует вашего контроля; не сердитесь, если малыш выключил будильник и кушает дальше. Чувство ответственности придет к нему постепенно. Обычно для приучения ребенка к такому распорядку нужно не больше месяца, после чего и промежуточные звоночки не нужны.

3. Когда пришло время домашних заданий, следуйте всегда одному и тому же правилу. Выполняйте те уроки, что были в школе у малыша сегодня. Даже если предмет будет через неделю, сделайте его именно в этот день. Во-первых, так вы не забудете его сделать, а во-вторых, повторение по свежим следам очень эффективно. Приучите ребенка к такому распорядку, и двоек за невыполненные домашние задания у него не будет никогда.

4. Следующее „золотое правило”, которое убережет вас от хронической усталости, — это самостоятельность малыша во время приготовления домашних заданий. В первом классе они достаточно объемные, независимо от того, по какой программе вы учитесь. Не стоит сидеть все время рядом с ребенком, когда он занимается. Лучше всего проследить только за письменными заданиями (русский и иностранный языки), а во время выполнения других уроков вам стоит мужественно выйти из комнаты. Спросите обязательно у малыша, все ли он понял в задании и, получив утвердительный ответ, удаляйтесь.

На первых порах хорошие учителя никогда не заставят ребенка выполнить непременно очень объемное задание. Поэтому действуйте по принципу „лучше меньше, да лучше”. Пусть сделает сколько может. Малыши испытывают нешуточную нагрузку в школе. Многие из них дома просто плачут от необходимости выполнять еще и уроки.Не требуйте невозможного, привычка выполнять все целиком придет постепенно. Итак, помните: нельзя сидеть с ребенком во время приготовления всех уроков. Это и для вас напряжение (ни подсказать, ни поругать нельзя), и самое главное — малыш должен учиться все-таки самостоятельно.

5. Следующий совет неотделим от предыдущего.  Большинство грамотных педагогов не разрешают делать первоклассникам домашнее задание предварительно на черновике. Это чрезвычайно истощает нервную систему ребенка, утомляет его, снижает качество письма, затягивает выполнение уроков.Фактически это двойная нагрузка, к тому же учительница не видит динамики в усвоении программы. Она должна иметь четкое представление о допущенных малышом ошибках, о его манере их исправлять (это тоже надо уметь делать аккуратно), о становлении почерка и многом другом. Ошибки — это хорошо. Они — неотъемлемая часть любого обучения, их не нужно бояться. Более того, ребенка нужно научить правильно относиться к ним, без ужаса и равнодушия. Лучше всего сказать: „Ну что ж, ничего страшного. Давай подумаем, как эту букву исправить”. Большинство ребят очень болезненно относятся к неудачам в тетрадках. Стоит укоренять эту болезненность на многие годы. Кстати, ошибки помогают развить такие черты личности, как критичность и правильная самооценка. 

6. Приучайте малыша не отвлекаться, пока он не сделает все домашнее задание.

Знаете, как обычно хитрят маленькие ученики? Да, конечно, знаете: то попить им хочется, то в туалет срочно надо, то в портфеле покопаться зачем-то…Поэтому действуйте решительно. Пока уроки не сделаны, из-за стола не выходим. Водички хочется? Попей перед уроками (или принесите ему воду сами).А в туалет после или перед обедом ходят. Так или иначе, маму обмануть невозможно, не правда ли? Не затягивайте уроки. Сделали — и вперед, на улицу!

7. Преодолеть первый учебный год помогут маме и совместные прогулки с ребенком. Не пренебрегайте этим, даже если у вас есть с кем отправить малыша. Прогулки не только сблизят вас, но и оздоровят. Гулять нужно ежедневно, хотя бы час-полтора. Пока ребенок гоняет на велосипеде, совершите пробежку по парку или расслабленно побродите. Можно собрать листья для гербария, повесить кормушку для птиц, понаблюдать за природой. А что, если и самой немного прокатиться на велосипеде или роликах?

8. Попробуйте заинтересоваться предметами, которые изучает ваш малыш.

Одна мама, регулярно помогая сыну с английским языком, вдруг так сильно сама увлеклась им, что стала заниматься дополнительно, восполнив таким образом большой пробел в своем образовании.Ну, а уж подучить свой родной русский, занимаясь с ребенком, никогда не лишнее. Тогда вы непременно вспомните, как проверить безударную гласную в корне слов, как найти родственные слова, чем звук отличается от буквы, что такое йотированные гласные, транскрипция и многое другое. Как знать, может быть, вам захочется открыть словари, энциклопедии и справочники и вместе с малышом увлеченно изучать их. Между прочим, некоторым мамам-гуманитариям арифметика по программе Петерсон кажется просто высшей математикой и существенно расширяет их познания.

9. Но самое главное, что стоит помнить для облегчения начала школьной жизни, — это ваш настрой. Старайтесь соблюдать разумное отношение к неудачам ребенка и к критическим замечаниям учительницы. Опыт показывает, что подавляющее большинство мам относятся к обучению малыша в школе слишком ответственно. Гораздо реже встречаются мамы безалаберные, не переживающие за учебу своего чада. Как правило, мама полностью отождествляет себя со своим ребенком, и замечание в адрес малыша мгновенно воспринимается как лично ей адресованное. Это очень болезненное, разрушающее чувство, подкрепляемое еще и неумением многих учителей деликатно и в корректной форме высказывать свое мнение о ребенке. Мама чувствует себя не только виноватой в неудаче или плохом поведении своего чада, но и ощущает себя плохой, будто она сама совершила в школе что-то неблаговидное. Необходимо научиться отделять себя от своего малыша, не переживать глубоко, как личную трагедию то, что ваш ребенок не выиграл в конкурсе чтецов или не прошел ни разу даже во второй тур олимпиады по математике. 

Даже если большинство детей в классе будут учиться лучше вашего малыша, воспримите это спокойно. Просто помогайте ему всем, настраивайте и его, и себя на позитивный лад. Ведь отличная учеба — не гарантия счастья, не так ли? 
     

Необходимый минимум

Вот что предстоит освоить маме и малышу: 

- Каждый день, хочешь - не хочешь, вставать рано, обычно в 7.00. 

- Приучиться завтракать так, чтобы „дотянуть” до перекуса в школе. 

- Ежедневно встречать первоклашку у школы (маме нужно всегда помнить, сколько сегодня уроков, порой их количество меняется из-за болезни учителей, знать расписание звонков, чтобы не опоздать за малышом). 

- После школы приучить малыша обязательно снимать сразу же форму, ставить портфель на место, а мешочек со сменкой вешать на определенный крючочек в прихожей. 

- После обеда и отдыха — обязательные уроки (с подготовкой рабочего места, что нужно показывать детке день за днем). 

- Уроки должны быть выполнены так, как сказала учительница, все ее требования маме необходимо помнить и выполнять. Нужно вникнуть в каждую мелочь, в каждый нюанс: как именно обводить элементы букв, из какой части клеточки начинать писать единичку и восьмерку, как объяснить задание на выполнение примера и задачи.

Немало мамочек, которые признаются, что с трудом вспоминают правила орфографии, обозначения мягких согласных звуков на письме, что такое части слова, как подобрать однокоренные слова и многое другое. Во время уроков нужно не торопить малыша, не раздражаться, не ругать за ошибки, следить за качественным выполнением задания. 

- Помочь убрать рабочий стол, собрать портфель. Научить малыша это делать, плюс пользоваться расписанием уроков, следить за порядком в пенале, обернутыми учебниками и тетрадками, чистотой школьной формы, ушей и носа, не допускать появления в портфеле посторонних вещей, которых там скапливается огромное количество.