Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Каждый из вас слышал истории про детей, которым учеба дается непросто. Родители и учителя часто ругают их за невнимательность, им часто снижают оценки на уроках за пропущенные буквы и за невнятные ответы. Но далеко не всегда проблема кроется в лени и невнимательности. У ряда детей таким образом проявляют себя функциональные нарушения нервной системы. Чаще всего это оказывается стертая форма дизартрии – нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга).

          Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц (проведение нервного импульса от мозга к мышцам) губ, языка, мягкого неба.

           К ее появлению приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка вследствие:

  1. инфекционных болезней матери, иммунологической несовместимости плода и матери, токсикоза, декомпенсированного сахарногодиабета или гестационного диабета. Эти причины вызывают фетоплацентарную недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. родовых травм из-за стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияет длительный безводный период;
  3. повреждения ЦНС ребёнка в первый год его жизни вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

 

Для стертой дизартрии характерны:

 

  • нечеткая артикуляции вследствие нарушения артик. моторики
  • искажённое произношение некоторых звуков
  • отсутствие интонации и невыразительная речь
  • неправильная постановка ударения в словах
  • сложность автоматизации звуков в речи

          Клиническая картина может различаться в зависимости от зоны поражения: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

         Нарушение звукопроизношения затрагивает несколько групп звуков: две или больше. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Ребенок путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их самостоятельно правильно употребить в речи. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма очень трудно.

          Часто дизартрические проявления принимают за особенности физиологической нормы, лень или баловство ребёнка, либо просто не замечают до определённого момента. Только когда речевые нарушения сохраняются и категорически не вписываются в возрастные нормы физиологических замен, родители и врачи начинают искать причину. Поэтому, как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников не раньше 5 – 6 лет.

Признаки стертой формы дизартрии, которые могут заметить у ребёнка сами родители:

  • бедность мимики
  • нарушение тонуса губ, языка
  • асимметрия носогубных складок
  • асимметрия уголков рта
  • повышение слюноотделения
  • непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность (окраска кожи и слизистых оболочек от серовато-синего до сине-чёрного цвета) при выполнении артикуляционных проб
  • органы речи трудно удерживать в одной позиции
  • сложности в пережевывании пищи или затруднен процесс сосания молока, нарушен процесс глотания
  • потливость рук и ног
  • дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений
  • наоборот, дети заторможены, медлительны.
  • нарушение когнитивных процессов (память, внимание)
  • дети быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи
  • страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика
  • может быть нарушен почерк, ребенок пишет медленно

Проявления дизартрии зависят от того, какие нервы повреждены:

  • тройничный
  • лицевой
  • языкоглоточный
  • подъязычный

Например, при поражении:

  • тройничного нерва–ограничиваются движения в нижней челюсти, губ, языка
  • лицевого нерва — нарушается мимическая мускулатура
  • языкоглоточного нерва — нарушается мускулатура корня и спинки языка
  • подъязычного нерва — нарушается моторика языка, ощущается трудность поднятия языка к небу

Диагностика стертой дизартрии

          Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия. При подозрении на стертую форму дизартрии ребенка направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

 

Коррекция стертой формы дизартрии

          Требуется комплексная терапия с участием невролога, психолога, логопеда и родителей. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

                                                               Ваши  логопеды  Фирстова Ж.В.

                                                                                             Кондрашина И.В.