Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Диагноз "расстройство аутистического спектра" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".

      Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, и непонимание и осуждение окружающих на улице, в магазине усложняет положение  его самого и его родителей. Такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдиться своего ребенка.

     Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка: кричат,  обзывают, а иногда и бьют его. Поэтому доброжелательная атмосфера в семье особенно  важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком.  Для этого родителям необходимо избавиться от стереотипов, которые преследуют их в жизни. Например, мы слышим:

«Ребенок - инвалид  - это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата в этом» или «Если у тебя больной ребенок, твоя жизнь кончена: ты должна отказаться от своих планов и остаток жизни посвятить ребенку», «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!»

    Чтобы помочь аутичному ребенку, нужно, прежде всего, избавиться от стереотипов. А именно:

  • Избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка.  Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха. Но,  под словом "успех” понимают что-то свое, взятое из стереотипных общественных представлений: «Он станет успешным, знаменитым». Часто родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. Именно родители определяют, в какую секцию, школу пойдет ребенок, чем будет  заниматься, какой язык учить и тому подобное.

    Мы требуем, чтобы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему, сравниваем с детьми знакомых. И, когда он перестает им соответствовать, мы начинаем ругать его, злиться на него, ведем к врачу.

    !!! Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши  мечты, а свои способности.

  • Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.

Родителям больно осознавать, что их ребенок болен, что он не оправдает их надежд. Но самое страшное начинается потом, когда родители начинают стыдиться своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу - он неадекватно реагирует и странно себя ведет. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители пытаются делать замечания, постоянно одергивают ребенка, срываются на него.

    !!! Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его!

!!! Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы.

 

 

  • Чувство вины.

«Почему именно мой ребенок такой?», «Кто виноват?». Не надо искать ответ на эти вопросы.  Не надо думать и о семейном проклятии, о мистике. Если бы ответ на эти вопросы излечивал наших детей! Не лучше ли решить раз и навсегда - я тут не причем, так сложилось.

    !!! Глядя на ребенка, не думайте о своей вине. Лучше поймите, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

  • Не замыкайтесь в своем мире.    
  • Не бойтесь говорить о своем ребенке. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего «особенного»  малыша. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
  • Знайте, что ребенок не требует от вас жертв.
  • Конечно, кое от чего придется отказаться. Но выход можно найти из любой ситуации. И это будет зависеть только от вас. Рассказывайте о детях - пусть все знают, что «нестандартные» малыши есть, и что им нужен особый подход!

     Таким образом, семьям, где воспитывается ребенок с нарушениями аутистического спектра, полезно общаться между собой. Родители перестают чувствовать свое одиночество и обособленность,  не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

    Существует Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития

(Швейцария), где родители имеют право:

1.         Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют проблемы развития.

2.         Понимать, что происходит с их ребенком. Знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать.

3.         Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специалисты не должны говорить: "Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела”.

4.         Получать помощь без необходимости извиняться на нее.

5.         Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.

6.         Сердиться. И на ребенка в том числе.

7.         Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье - работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее.

8.         Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.

9.         Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать.

10.       Ожидать чуда.

11.       Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном врач”.

        Для реализации этих прав не нужны законы и указы, а нужны только добрая воля и упорство самих родителей.