Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

В настоящее время дети с умеренной умственно отсталостью – это активные участники образовательного процесса, а значит, вопросы их обучения, развития и образования актуальны как никогда. Сегодня недостаточно просто сформировать у этих детей определенный объем жизненных компетенций (навыков самообслуживания, культурно-гигиенических и культурно коммуникативных навыков).

         Сегодня образовательная программа предусматривает обязательное формирование у обучающихся с нарушением интеллекта определенного объема знаний и умений. Среди этих знаний и умений обучению элементам письма и формированию графомоторного навыка отводится особая роль.

Особенностью учебной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью является значительная замедленность формирования любых умений, а тем более, навыков. Поэтому работы только педагогов с ребенком недостаточно. Родители должны обязательно включиться в процесс образования своего ребенка.

ЧТО ТАКОЕ ГРАФОМОТОРНЫЙ НАВЫК.

 Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела. Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению.

Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

 б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Графомоторные навыки достаточно сложны и складываются из приемов, необходимых для письма, и самих приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента для письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки.

Приемы, необходимые для письма:

1) владение инструментом письма;

2) соблюдение правильного положения тетради и передвижение ее при письме;

3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;

4) движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма:

 1) умение сравнивать образец с результатом собственного письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т.д.);

5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между линиями строки и на линии;

7) начало письма, запоминание строки;

8) приемы правильного наклона письма.

Поэтому с самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает длинный ряд задач по овладению разными приемами. Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

 

Источники информации:

Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/638/а5_Лапшина_Методичка1.pdf?s