Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. Именно в этом возрасте необходимо скорректировать особенности внимания детей с задержкой в развитии, которые отрицательно влияют на протекание всех познавательных

процессов и снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.

Вопрос: Отличается ли развитие внимания у детей с ЗПР и детей нормально-развивающих?

Ответ: Развитие внимания у детей с ЗПР имеет свои характерные особенности:

 неустойчивость внимания, которая проявляется в рассеянности, что приводит к снижению продуктивной деятельности ребенка. Дети с ЗПР не способны сосредоточенно слушать или работать, удерживать внимание способны в течение 10–15 минут, что обуславливает трудности выполнения заданий, которые требуют постоянного контроля, что свидетельствует о незрелости нервной системы. Зачастую, дети не могут выполнить задание до конца, что приводит к тому, что дети с ЗПР усваивает материал намного дольше, чем их нормально развивающиеся сверстники.

 снижение объема внимания. Дети с ЗПР могут одновременно удерживать меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые и учебные задачи, что приводит к затруднению восприятия ситуации в целом;

 сниженная концентрация. Дети с ЗПР быстро утомляются. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

 сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди побочных деталей;

 сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;

 «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой;

 часто отвлекаются.

  Таким образом, при задержке психического развития недостаточный уровень внимания ‒ одна из существенных особенностей познавательной деятельности.

         Вопрос: Одинакова ли динамика уровня внимания у детей с ЗПР?

Ответ: Конечно же, неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале занятия, и по мере продолжения работы оно  неуклонно снижается, у других ‒ сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания.

Таким образом, для детей с ЗПР характерны нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС, колебания внимания, его ограниченный объем; неумение сосредоточиться на существенных признаках, зависимость от внешних раздражителей; сниженная способность к переключению внимания с одного вида на другой.

Вопрос: Необходимо ли создание условий для развития внимания?

Ответ: Для развития внимания необходимы следующие условия:

1. Чтобы внимание было устойчивым необходимо, чтобы образовательная деятельность в ДОО была разнообразной, любое упражнение и любую работу ребенок должен выполнять аккуратно и добросовестно.

2. Для объема и распределения внимания следует использовать определенный навык и одновременно выполнять несколько действий в условиях нарастающего темпа работы.

3. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения. Развивать внимание через наблюдательность.

4. Формировать привычку быть внимательным, как привычную  форму поведения за счет создания интереса к работе, обеспечения условий для активной, самостоятельной и творческой работы детей.

5. Воспитывать чувство ответственности.

6. Делать перерывы в работе, чтобы не наступило утомление, периодически менять виды деятельности.

        Вопрос: Как происходит развитие внимания у детей?

        Ответ: В начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как

основного возбудителя внимания.

        В возрасте 4 лет отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему».

Специфика этого периода состоит в том, что к имеющемуся в раннем возрасте предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию. Поведенческая реакция на «интересное новое» проявляется в застывании с приоткрытым ртом и фиксации глазами предмета (ввод информации). Это отражает включение в процесс внимания эмоциональной активации.

При появлении незнакомых абстрактных стимулов дети ограничиваются их общим осмотром и беглым впечатлением.

Изменения в организации системы восприятия с 6 лет создают условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков.

К 6-7 летнему возрасту возникает возможность выработки эталонов на новые для ребенка абстрактные стимулы.

Вопрос: Каковы характеристики внимания у детей с ЗПР?

Ответ: Нарушения внимания у детей с ЗПР связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, это особенно характерно для детей, у которых наблюдается органическая недостаточность центральной нервной системы. Внимание у детей с ЗПР характеризуется:

- недостаточной устойчивостью внимания, что является причиной отвлекаемости при заучивании материала и снижает эффективность запоминания;

 - неустойчивостью и колебанием внимания;

 - сокращением объёма внимания;

- снижением концентрации и избирательностью внимания.

Вопрос: Каковы направления деятельности учителя-дефектолога по коррекции внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Ответ: Содержание деятельности дефектолога реализуется в следующих направлениях  

организации:

- диагностика уровня развития свойств внимания у дошкольников с ЗПР;

- коррекционная работа с детьми по разработанной программе по развитию внимания;

- слежение за динамикой развития внимания;

- консультативно-просветительская работа с родителями, специалистами для максимального эффекта коррекционной работы по развитию внимания;

- организационно-методическая работа по теме развития внимания;

- организация взаимодействия всех специалистов, работающих с ребёнком.

 

      Внимание следует развивать во всех видах деятельности ребёнка, но учитывая ведущий вид деятельности детей данного возраста, целесообразно будет развивать психический процесс с помощью игр и упражнений, соответствующих возрасту и специфике познавательной деятельности данной категории детей.