Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Вопрос: Моему ребёнку 3 года,  он очень любит играть на детской площадке  в песок, но боится других детей, чаще играет один. Как мне помочь моему ребёнку чувствовать себя комфортно среди сверстников?

 Ответ: Игры на детской площадке очень важны, во время игр в песочнице малыш получает первый опыт социализации и общения со сверстниками, осваивает понятие «свое» и «чужое». В первые минуты в песочнице будьте рядом и поиграйте вместе с ним. Для того чтобы инициировать игру в песочнице и вовлечь в нее своего ребенка, от вас требуется проявить инициативу первой: начать общаться с другими детьми, затеять общую игру, меняться игрушками, и тогда собственный ребенок скорее включится в общий игровой процесс и перестанет избегать общения.

 Вопрос:Ребенок отказывается есть, или просит только сладости.
Ответ: В правилах, как необходимо кормить ребенка, есть семь великих и обязательных «нет»:
-Не принуждать! Изобретайте игровой предлог, ярко, весело уговорите, если активное отвращение
-не настаивать.
-Не навязывать! Настойчивое насилие в мягкой форме прекратить, и не повторять больше.
-Не ублажать! Никаких пищевых вознаграждений (мороженое, пирожное, конфеты и т. д.). Еда- не средство добиваться послушания, еда- средство жить.
-Не торопить! Еда-не тушение пожара, темп еды-дело сугубо личное.
-Не отвлекать! Телевизор должен быть выключен, новые игрушки на своих местах.
-Не тревожить! Не приставать , не спрашивать «Ты поел?», «Хочешь есть?».
-Подавать здоровый пример. Как вести себя за столом, пользоваться приборами.

Вопрос: У нас появился второй малыш и старшего ребёнка (ему 5 лет) как подменили,  он стал постоянно капризничать, требует к себе постоянного внимания,  в чем причина и  как себя вести.

Ответ: Вероятно,  вы столкнулись с детской ревностью, это очень частое явление. Детская ревность может иметь самые разные проявления.  Наиболее распространенные из них. Это агрессия, направленная против младшего брата или сестры: драки, стремление обидеть, что-то отнять. Это тревожность: плохой сон, трудности в пробуждении, плохой аппетит, вновь появившиеся страхи. К признакам детской ревности можно также отнести повышенную активность и неусидчивость, рассеянность внимания, капризы – отказ от еды, общения, сна, похода в детский сад, – различные невротические реакции: тики, заикания, истерию. Ревность к младшим братья и сестрам – частое явление, особенно сильной она бывает у детей до пяти лет, т.к. они зависимы от родителей, а их интересы во многом ограничены рамками семьи. Важно, что чем ровнее и спокойнее отношения между родителями в семье, тем меньше ревности испытывают дети. Пожалуй, самое главное – сохранить у ребенка уверенность в родительской любви: если малыш любим, его не станет волновать внимание, оказываемое мамой и папой другим детям. 

 

Вопрос: Здравствуйте. Моему сыну третий год, 2года и 4 месяца и он не умеет играть с детьми, дерётся, отбирает игрушки. В детский сад не ходим. Посоветуйте как мне себя вести?

Ответ: Вам  следует знать, что у ребенка, которому не исполнилось трех лет, еще нет понимания, что такое «свое» и «чужое». В случае, когда ребенок не хочет отдавать чужую игрушку, вы  должны, не теряя терпения и доброжелательности, обязательно вернуть чужую вещь владельцу, возможно, переключив внимание сына  на другое занятие. Если же между детьми начинается конфликт, вам  необходимо вмешаться: например, сделать замечание ровным тоном, успокоить и отвлечь своего ребенка, предложить поменяться или занять малышей совместной игрой. Родители должны четко обозначить для своего малыша границы дозволенного. Лучше несколько раз на собственном примере показать малышу, как можно поменяться игрушкой с другими, одолжив какой-либо предмет у кого-либо из детей или взрослых, а затем вернув его обратно с благодарностью. Очень важно подчеркнуто использовать формы вежливости, когда родитель показывает, как следует просить чужую игрушку, демонстрируя таким образом своему ребенку значение этикета в общении между людьми. Те игрушки, которыми ребенок не готов делиться ни с кем, должны находиться у мамы. 

 

Вопрос:  Собираюсь осенью отдать дочь в детский сад, ей на то время будет 2,6 г. Подскажите, как подготовить  ребёнка, чтобы легче прошла адаптация?

Ответ: Задолго до прихода ребёнка в детский сад, соблюдайте режим дня,  который будет потом в детском саду.  Начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми, чаще бывайте на детских игровых площадках. Наблюдайте за ребёнком. Помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Давай играть вместе!» Если ребёнок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения. Побывайте на площадке будущего детского сада, поиграйте, порадуйтесь. Чтобы не провоцировать страхи, вам надо  быть позитивно настроенными к воспитателям, к учреждению и тогда и ребёнку будут передаваться позитивные чувства.

  

Вопрос: Моему ребёнку поставили диагноз гиперактивность. Можно ли как-то преодолеть это состояние и как я могу помочь сыну? Сейчас ему 4 года.

Ответ: Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
Если ребенок в чем-то неправ, вам не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две — четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

 

  Вопрос: (родитель неорганизованного ребенка 2 лет): Слышала, что в дошкольных учреждениях на занятиях используют телевизор. Используете ли Вы телевизор и не вредно ли это для ребенка?

  Ответ: При организации занятий, досугов, тематических дней для детей дошкольного возраста в нашем Учреждении, используется телевизор, мультимедийная установка. В соответствии с санитарными нормами, для просмотра используются телевизоры с размером экрана по диагонали 59 – 69 см, высота их установки составляет 1 – 1,3 м. Детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

 

 Адаптация в Детском саду.

 

  Вопрос: Здравствуйте! Мы недавно пошли в садик. Ребенку 3 года. И каждый раз, когда я его оставляю с воспитателями, он сильно плачет. Пробовала первое время оставаться с ним, но как только ухожу - сразу слезы. Подскажите, как помочь ему привыкнуть к новой обстановке? Прямо сердце разрывается, когда его оставляю.

  Ответ: Хочется Вас успокоить. Многие дети тяжело переживают период адаптации. Это зависит от многих причин: низкого уровня самостоятельности ребенка, ограниченности его общения со сверстниками и взрослыми в раннем возрасте. 

      Чтобы адаптация прошла успешнее, существуют некоторые незыблемые правила.

      Во-первых, это положительный настрой Ваш и Вашего ребенка на интересную жизнь в детском саду.

      Во-вторых, в детский сад можно прийти с любимой игрушкой, которая поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей.

      В-третьих, нужно Ваше терпение и внимание к ребенку в вечернее время, обеспечение спокойной обстановки, прогулки на свежем воздухе, хорошего сна.

      Чтобы ребенок быстрее привык к режиму дня, необходима постепенность его привыкания. Приводите его сначала на 2-3 часа, затем до обеда, а на 2-3 неделе уже при хорошем самочувуствии малыша, его можно оставлять на целый день.

 

 

     Вопрос: (родитель ребенка 3 лет): У меня сейчас ребенок начал почему-то громко вопить - причем не просто крик, а он громко разговаривает как бы сам с собой? С чем это связано?

       Ответ: Я думаю, что ребенок играет. В этом возрасте начинает свое становление сюжетно-ролевая игра, ребенок учится принимать на себя роли и отражает их в определенном поведении. Чтобы понять замысел ребенка, предлагаю Вам вступить с ним в игровой диалог. Возможно, в развивающемся игровом сюжете ребенок будет проявлять творчество в отражении роли не только с помощью крика, но и в развитии ролевого диалога.

 

Вопрос: Мой сын большой выдумщик. Я прошу не обманывать меня, на что он отвечает: "Я тебя не обманул, я тебе пошутил". В каком возрасте дети осознанно могут обманывать?

            Ответ: Дети часто врут потому, что боятся наказания, объясните, что если он скажет правду, наказывать Вы не будете, чтобы он не сделал. Шутка, выдумка ребенка обычно связана с развитием игрового сюжета, интересом к речевому творчеству. В этом случае можно записать интересные шутки, оформить придуманные рассказы.

 

 

Вопрос: Моему малышу недавно исполнилось 2 годика. Хотелось бы понять, почему у него стали возникать проблемы во взаимоотношении со сверстниками, ссоры из-за игрушек, нежелание делиться ими?

            Ответ: Это особенности возраста. Маленький ребенок воспринимает игрушку как часть себя. Часто ребенок ведет себя по принципу «все мое, и твое тоже мое». Не нужно относиться к этому слишком серьезно и вешать на ребенка ярлыки: «эгоист», «жадина», потому что у него еще нет опыта общения с другими детьми, он не знает, как попросить понравившуюся игрушку, как предложить свою в обмен. Всему этому ребенка надо учить, набравшись терпения и чувства юмора. Малыш быстрее научиться общаться со сверстниками, если на детской площадке Вы будете организовывать коллективные игры. Дома, используя игрушки, проиграйте различные ситуации, возникающие в процессе общения детей, и найдите вместе с ребенком оптимальные способы поведения в них. Можно поводить ребенка на развивающие занятия, выбрав такие, где дети имеют возможность пообщаться друг с другом.

 

Вопрос: Мой ребёнок уже подрос, ему 2,5 года, я бы хотела отдать его в детский сад: от чего зависит то, как будет проходить адаптация ребенка и как определить психологическую готовность к детскому саду?

            Ответ: То, как пройдет адаптация к саду, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, степени привязанности к матери, психологической готовности к детскому саду и т.д. Считается, что до 3-х лет ребенку лучше оставаться с мамой. Но обстоятельства у всех разные, да и дети тоже разные. Посмотрите, насколько сильно привязан к Вам ребенок, может ли он в случае необходимости оставаться без Вас на какое-то время с хорошо знакомым человеком (бабушкой, няней и т.д.); может ли ребенок самостоятельно (или при небольшой помощи взрослого) есть, одеваться, ходить в туалет; говорит ли ребенок, может ли выражать свои чувства и желания в понятной окружающим форме; может ли ребенок какое-то время играть самостоятельно; общается ли с другими детьми; хочет ли идти в детский сад; готовы ли ВЫ психологически к тому, что какое-то время ребенок будет проводить в саду. Ответьте сами себе на эти вопросы и Вы поймете, готов ли Ваш ребенок к саду. Советую Вам также походить с малышом на развивающие занятия, где можно попробовать оставить ребенка одного на какое-то время. Это даст Вам дополнительную информацию о возможностях ребенка и поможет подготовить его к саду. Желаю успехов!

 

Вопрос: Уже почти год, как я с ребенком хожу на развивающие занятия. Первое время он радовал меня своими успехами, но вот уже два месяца, как я не вижу у него почти никаких результатов, он как будто «стоит на месте». Почему?

              Ответ:  Периоды интенсивного развития чередуются с периодами «затишья», когда как будто бы ничего не происходит, но, на самом деле, это время не менее важно для развития ребенка. В это время происходит превращение количественных изменений (знаний и опыта, которые получил ребенок на предыдущих этапах развития) в качественные, что ведет за собой появление новообразований, характерных для того или иного возраста. Главное – не пытаться ускорить развитие ребёнка, нагружая его нервную систему слишком сложными задачами, не соответствующими его возрастным возможностям.

 

Вопрос: Моему ребенку 6 лет, он очень развитый мальчик. Посоветуйте, стоит ли отдавать его в школу в этом году или стоит подождать до 7 летнего возраста?
            Ответ: Из собственного опыта могу сказать, что решать вопрос об обучении ребенка с шести или семи лет надо каждый раз индивидуально, учитывая психологическую готовность конкретного ребенка к обучению в школе. Психологическая готовность включает в себя личностную готовность к обучению: сформированность мотивационной сферы, умение общаться со взрослыми и сверстникам. А также интеллектуальную готовность к обучению: определенную степень развития познавательных психических процессов, их произвольности. Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Некоторые личностные особенности (повышенная тревожность, демонстративность поведения, агрессивность) также могут препятствовать успешному обучению ребенка к школе. Помимо этого обучение 6-и летних детей должно строится с учетом того, что они по уровню психического развития остаются дошкольниками, отсюда особые требования к организации процесса обучения, которые должны соблюдаться.

 

Вопрос: Моей дочке исполнилось 10 месяцев. Меня беспокоит сильная привязанность ко мне, она постоянно требует внимания, не хочет оставаться с другими взрослыми, стала бояться посторонних, а ведь раньше спокойно шла на руки к малознакомым людям. Что с ней происходит?

            Ответ: В возрасте 8-10 месяцев у ребенка появляется ярко выраженная привязанность к матери (или к человеку, ее заменяющему), а также боязнь чужих людей. Это нормальные явления, свидетельствующие о новом этапе психического развития ребенка. Ваше внимание и поддержка сейчас особенно необходимы ребенку, они будут служить залогом благополучного эмоционального и личностного развития. Поэтому наберитесь терпения и постарайтесь удовлетворять потребность дочки в общении с Вами.

 

Вопрос: Как выбрать игрушку для ребенка? Какие игрушки должны быть у 3-х летнего малыша?       

           Ответ: Детская игрушка должна быть привлекательной, реалистичной, динамичной (давать возможность производить разнообразные действия), гигиеничной и, что не менее важно, безопасной. В современной педагогике существует принятая классификация игрушек: образные игрушки (куклы, фигурки птиц и зверей, изображения персонажей сказок), технические игрушки (заводные, инерционные игрушки, игрушки на радиоуправлении), они способствуют развитию внимания, конструктивного мышления, творческих способностей. Игрушки-забавы, которые берут начало от народных игрушек, частично от народных театральных зрелищ, вызывают у ребёнка интерес, смех, радость, озадаченность, развивают воображение. Спортивно-моторные игрушки (каталки с веревочкой или палочкой, обручи, мячи, кегли) способствуют повышению двигательной активности, развитию координации движений, ориентировке в пространстве. Музыкальные и озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки) развивают слуховое восприятие, интерес к звукам. Театральные игрушки способствуют эстетическому воспитанию, развитию речи и мышления, воображения, способности воспроизведения, например, петрушка, кукла бибабо, пальчиковые куклы. Особое внимание стоит уделить дидактическим или обучающим игрушкам. Это разноцветные шары, пирамиды, матрешки, бочонки; мелкие игрушки-вкладыши; игрушки для конструирования - мозаика, палочки, блоки; лото, парные картинки, кубики и другие. Каждая обучающая игрушка содержит в себе несколько вариантов использования. Родителям я рекомендую внимательно ознакомиться с инструкцией. Большие возможности для детского развития предоставляет неоформленный материал (крупы, мука, песок, глина), а также природный материал. Игрушек не должно быть очень много (время от времени можно убирать надоевшие игрушки и доставать новые, или хорошо забытые старые) А для всестороннего развития ребенка важно, чтобы он имел возможность играть с игрушками разных типов.

Вопрос: Какой возраст является наиболее благоприятным для поступления ребёнка в школу?

Ответ: По выводам многочисленных научных исследований, развитие основных линий психического и физического развития у современного нормально развивающегося ребёнка завешается примерно к 6,5 годам.

Возраст ребёнка, определяющий начало школьного обучения, зафиксирован в законодательстве РФ (п.2, ст. 19 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании»), где определено, что «обучение детей в школе начинается по достижении ими возраста 6 лет 7 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения им 8 лет».

Таким образом, Закон предоставляет родителям право в установленных временных границах самостоятельно решать вопрос о сроке поступления в школу на основе учёта состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Очень важно помнить о том, что как чрезмерно раннее начало обучения в школе, так и позднее могут нанести существенный вред здоровью, способствовать нежелательному развитию неврозов, снижению познавательного потенциала ребёнка.

 

Вопрос: Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребёнок при поступлении в школу?

 

Ответ: Главный приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе.

Главные составляющие «готовности к школе» - развитие любознательности и познавательной активности ребёнка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.

На этапе дошкольного детства знания, умения, навыки – не самоцель, а средство умственного развития, главное – развитие потенциальной способности узнавать новое.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Помимо перечисленного необходимо, чтобы ребёнка были развиты волевые качества личности, чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял определенные правила. Важно также, чтобы ребёнок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.

 

Вопрос: Моему пятилетнему сыну поставили диагноз «Элективный мутизм». Объясните, пожалуйста, что это такое, а самое главное, что нам делать?

Ответ: Элективный мутизм - психологически обусловленный отказ разговаривать. Возможно, поведение Вашего малыша  характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего это происходит в условиях воспитательно-образовательных учреждений (в детском саду, на занятиях в школах раннего развития и т.д.). Иногда полная немота наблюдается в стенах детского сада в целом, когда ребёнок не разговаривает ни с воспитателями, ни с детьми. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых воспитателей или одного воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Предрасполагающим фактором мутизма может быть материнская гиперопека. У некоторых детей развитие расстройства происходит после эмоциональной или физической травмы, перенесенных в раннем детстве.

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессивного состояния.

Поведение ребёнка мутиста по сравнению с другими сверстниками настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Признаки избирательной немоты как правило проявляются в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении).

Диагностика мутизма базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование.

Существует много методов и способов лечения мутизма. Но главное в лечении - это комплекс мер: психиатрическое, неврологическое, логопедическое и психологическое воздействие. Ведущим является психоневрологическое и психологическое лечение. В лечении союзником врача должны стать и родители, и учителя, и воспитатели!