Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри неё во многом определяют путь ребенка как читателя.

 

   У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример.

 

   Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше ус­ваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чте­ния реализуется как психологическая, так и социальная фун­кции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим ли­цом в этом общении является ребенок.

 

   Совместное чтение детских книг поможет родителям за­кладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Мар­шак, Р. Погодин)

 

   Честность, совестливость, уважение к людям и себе, лю­бовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью — все это ненавязчиво входит в созна­ние ребенка при чтении хороших книг. Наконец, книги, кото­рые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хоро­ший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

 

    Не секрет, что чтение —  процесс творческий, а читатель — великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей.

   То есть, должна быть домашняя библиотека. Не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской библиотеки?

 

   Естественно, единственно верного, единого для всех спис­ка необходимых дома книг, который бы гарантировал форми­рование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные моменты  успешного формирования домашней детской библиотеки все-таки существуют. Их ис­точники — родительские установки на воспитание в подрас­тающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его пред­ставление об окружающем.

 

   Стремление родителей вос­питать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литера­турные сказки писателей XIX столетия: К. Д. Ушинского, В. Ф. Одоевского, Л. Н. Толстого, В. И. Даля. Рассказы, создан­ные детскими русскими писателями XX века В. Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности — они учат честности, порядочности, уме­нию держать слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семей­ной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

 

   Дошкольникам 5 - 6 лет можно предложить басни  И.А.Крылова.  Данное чтение требует серьезного отно­шения родителей к содержанию басен:   их  язык  сло­жен, а мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребенку, так  как  нравственные нор­мы находятся  у  дошкольника  ещё  только в  стадии  формирования.

 

   Стремление развить у  ребёнка познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых раз­ных энциклопедических изданиях, которые так любят совре­менные дети.

 

   Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности   литературных произведениях,  как «Городок в таба­керке» В.Ф.Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, расте­ний и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой,  С.Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроско­пических существ (например, «Петька-микроб» Г.Остера).

 

   Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небы­лицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопо­ставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для детей яв­ляется игра.

 

   Желание научить ребёнка смотреть на мир с улыб­кой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии опре­деляет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки - игровую, «потешную» - это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г.Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С.Михалкова,  Э.Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказ­ки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чув­ство юмора,  тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внима­тельном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

   Таковы «три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

 

Для круга домашнего чтения д. ф. н., профессор МПГУ  Н.Г.Минералова рекомендует следующий список литературы:

Аверченко А. Т. Рассказы из циклов «О маленьких для боль­ших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цвето­чек.

Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества.

 Андерсен Г. X. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовоч­ка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Астафьев В. Последний поклон (или Ода русскому огороду).

 Афанасьев В. Сказки.

Бажов П. П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Ураль­ские сказы.

Белов В. Рассказы для детей.

Бианки В. В. Сказки и рассказы. Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

Библия для детей.

Богомолов В. М. Иван.

Брагин В. В стране дремучих трав.

Вагнер Н. П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А. М. Волшебник Изумрудного города и др.

Габбе Т. Г. 1-2 пьесы-сказки. Переводы.

Гайдар А. П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Го­лубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Темы. Адочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В. М. Attalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А. М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы ры­бака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э. Т. А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д. В. Гуттаперчевый мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Дж. Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П. П. Конек-Горбунок.

Житков Б. С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В. А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М. М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Cмешные рассказы», «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

Ильин М. М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В. А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты.

Карамзин Н. М. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик.

Белеет парус одинокий. Сын полка.

Киплинг Д. Книга джунглей.

Коваль Ю. И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко В. Г. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Куприн А. И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л. И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д. Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Алёнушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В. В. Стихи для детей в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX-XVIII веков (или Рассказы о русском флоте).

 Мифы  народов мира. Мифы Древней Греции.

Михалков С. В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Некрасов А. С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей.

Одоевский В. Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индий­ская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю. К. Три толстяка.

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Писахов С. Ледяная колокольня (3-4 сказки).

Погорелъский А. Черная курица, или Подземные жители.

 Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. За­болоцкий.

Пришвин М. М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Бе­рестяная трубочка. Сказка-быль «Кладовая солнца».

ПушкинА. С. Все сказки, поэма «Руслан и Людмила».

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А. М. Посолонь.

Русские народные сказки (3-4 каждого жанра).

Сахарнов С. В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

 Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

 Сказки народов мира (7-10).

Станюкович К. М. Человек за бортом. Севастопольский маль­чик. Максимка.  Нянька и др.

Толстой А. Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино. Фантастические повести.

Толстой Л. Н. Детство. Азбука.

Тургенев И. С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа. Мальчик-Звезда.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К. Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скро­ен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

 Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

Чарская Л. Сказки и стихи.

Чарушин Е. И., Скребицкий Г., Сладков Н. И., Паустовский К., Чаплина В. 2-3 произведения каждого автора по выбору.

Чехов А. П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К. И. Стихотворные сказки. Доктор Айболит прозе).

Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассе­янный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снеж­ная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкно­венное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.

Шмелев И. Рассказы. Лето Господне