Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Отвечает учитель-логопед высшей квалификационной категории Нестерова Ирина Владимировна

 

     Вопрос: Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?

    Ответ: Если вовремя не обра­тить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания.

   Прежде всего, необходимо определить причину задержки речи. Необходимо консультирование  у нескольких специалистов: оториноларинга, невролога, логопеда.

Оториноларинголог может правильно оценить строение речевых органов ребенка, но главное, он должен проверить физиологический слух ребенка.

Так как именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.

Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.

Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду и к дефектологу.

Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Нарушение темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлено неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует хорошо организованной коррекционной работы. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.

 

   Вопрос: Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?

     Ответ: Все зависит от того, на сколько сильно нарушено звукопроизношение у каждого конкретного ребенка.

До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, т.е. до этого возраста небольшие несовершенства  речи допустимы. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.

Закончить исправление звукового произношения желательно до 6-6,5 лет, до смены зубов, так как это может осложнить работу.

Если же ваш ребенок говорит много, но невнятно, смазано, у него повышенное слюноотделение, нарушены сразу несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные), то это повод обратиться к неврологу, так как подобные симптомы говорят о том, что у ребенка есть неврологические нарушения, травма шейного отдела позвоночника. У таких детей, имеющих неврологические проблемы сначала нужно снять или сгладить эти симптомы. Только после лечения логопедическая работа может быть успешной.

 

Вопрос: Мой ребенок говорит не все «буквы».

Ответ: Логопеды разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков - а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.

При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность — ребенок произносит «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста — физиологическим косноязычием.

Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:

- отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками - «лосядка» - вместо «лошадка», «косетька» - вместо «кошечка»;

- отсутствие звука «Р» («каова» - вместо «корова», «от» - вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» - вместо «рак», « лямаска» - вместо «ромашка», «вак» - вместо «рак», «йыба» - вместо « рыба»).

- Нарушение произнесения звука «Л» - его смягчение («кальбаса » — вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо « стул»).

- Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»).

- Замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).

Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.

Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), — когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.

 

Вопрос: Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?

Ответ: Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.

Во-вторых, от того, на сколько родители смогут стать активными союзниками ребенка и помогать дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.

 

Вопрос: Как родители могут помочь своему ребенку, посещающему логопедические занятия?

Ответ: В работе по исправлению звукопроизношения успех и быстрый результат возможны только в случае совместной работы логопеда и родителей.

Нужно понимать, что  во время занятий логопед, в первую очередь, тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память. Поэтому все тренировочные задания, которые предлагаются на дом, необходимо выполнять и отрабатывать. Именно таким образом можно выработать необходимые умения и навыки.

«Ведь для того, чтобы научиться кушать ложкой, нужно делать это во время каждого приема пищи».

 

     Вопрос: Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?

Ответ: Безусловно, принять решение о проведении операции могут только родители. И врачи (отлоринголог, педиатр),  и логопед будут едины во мнении, что аденоиды – негативный фактор в физиологическом и речевом развитии ребенка, т.к.: 

·                     Аденоиды являются постоянным источником воспаления, т.е. ослабляют иммунитет.

·                     Нарушается физиологическое дыхание, т.е. организм испытывает нехватку кислорода.

·                      Формируется неправильный тип дыхания, который меняет работу и тонус речедвигательных мышц, что ведет к недостаточной силе выдоха, необходимого для произношения некоторых звуков.

·                      Это обуславливает серьезные нарушения у детей с аденоидами.

·                      Аденоиды, разрастающиеся в сторону слуховых ходов, влияют на физиологический слух ребенка. Именно слух является ведущим фактором для формирования успешной, правильной речи ребенка. Нет слуха – нет правильного звукопроизношения.

 

Вопрос: Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

Ответ: В целом — есть. В силу своего генетического устройства мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. Большинство девочек более «говорливы» и общительны - вербальны, чаще бывают ориентированы на слуховую модальность, в то время, как у мальчиков преобладает зрительная. Также женщины больше склонны выражать себя через речь, чем мужчины. В связи с этим девочки раньше начинают говорить. 

 

Вопрос: На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?

Ответ: В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей. Один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.

Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.

 

Вопрос: Мой ребенок начал заикаться. Что делать?

Ответ: В случае возникновения заикания рекомендуется незамедлительно обратиться к специалистам, поскольку наибольший успех достигается при проведении лечения в первые месяцы после возникновения речевого нарушения. В первую очередь вам следует обратиться к неврологу, психологу или логопеду. Общие рекомендации сводятся к ограничению раздражителей из внешней среды, устранению психотравмирующих переживаний.

Жалобы на то, что ребенок начал заикаться почти одновременно с началом говорения или в возрасте 2—3 лет довольно часто приходится слышать специалистам. Срыв речи чаще всего связан с нагрузкой, возрастающей в этот период на центральную нервную систему ребенка. Именно поэтому эти периоды называют критическими периодами развития речи. Причинами, провоцирующими возникновение заикания могут служить кратковременные или продолжительные психологические травмы, испуг, соматическая ослабленность ребенка, подражание речи заикающегося. Заикание называют первичным, если с момента первых проявлений прошло не более двух месяцев.

При сохранении запинок свыше двух месяцев, возникают вторичные явления - нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, нарушения речевой и общей моторики (моторное напряжение, скованность движений, дискоординация).

Врачом — невропатологом назначается медикаментозное лечение с применением противосудорожных, успокаивающих и снотворных препаратов. В этот период сон должен быть более продолжительным. Перед сном рекомендуются теплые травяные ванны. Близким необходимо создать спокойную домашнюю обстановку, исключить возбуждающие раздражители (просмотр телепередач, игру на компьютере). Не следует обращать внимание ребенка на запинки, а тем более ругать или исправлять его. Придумывайте способы, которыми вы сможете общаться друг с другом без помощи речи — жесты, рисование картинок. Старайтесь занять ребенка спокойными играми, конструированием, лепкой. Предложите ребенку говорить шепотом, следите за тем, чтобы темп вашей речи был спокойным, а сама речь — плавной. Следуйте рекомендациям логопеда, который проводит систематическое консультирование ребенка.

 

Вопрос: Наш ребенок испытал сильный испуг. На него кинулась соседская собака. Может ли у моего ребенка появиться заикание?

Ответ: Заикаются примерно 2% детей, то есть один из пятидесяти. Причем заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.
Обычно заикание возникает в период от 2 до 5 лет. Часто родители считают причиной испуг, болезнь или иной стресс. На самом деле все дети пугаются животных или чего-то другого, но заикания при этом не возникает. Следовательно, истинная причина – в ослабленности центральной нервной системы, а испуг служит лишь пусковым механизмом. Спровоцировать заикание может внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье или устоявшегося режима. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори» – или заставляют говорить напоказ. Одна из причин заикания – непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных и трудных слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию). Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Оно может появляться у детей с замедленно формирующейся двигательной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук (сила, ловкость, подвижность кисти и пальцев рук). Им не рекомендуется много смотреть телевизор, особенно на ночь. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно темном. 
Перед сном лучше играть в тихие, спокойные игры. Не пытайтесь добиться ответа у ребенка, когда он плачет, судорожно всхлипывая. Это может спровоцировать заикание. Сначала успокойте его.
Заикание иногда возникает как подражание, если кто-то в окружении заикается. 

Чтобы вовремя помочь ребенку, важно не пропустить первые признаки заикания:

- ребенок внезапно замолкает, отказывается разговаривать (это может длиться от двух часов до суток, после чего вновь начинает говорить, но уже заикаясь);

- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

При возникновении признаков заикания надо обратиться к психоневрологу.

 

Вопрос: Нужно учить ребенка читать до школы?

Ответ: Большинство первоклассников приходят в школу читающими – это реалии нашего времени.

Вопрос:  Как правильно учить ребенка читать и писать?

Ответ: В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например м, следует научить его находить на слух звук м в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – м, б, а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука – э  и  м. Это только путает детей.

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: м, а – и только после этого складывает сам слог: ма. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.

Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа ап, ут, ик и т.п. Затем переходят к слогам типа ма, но, ву. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа мак, луна, палка и т.д. по нарастанию сложности слов.

Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, ш