Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Терапия сенсорной интеграции необходима детям:

  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
  • детям с задержкой психоэмоционального развития
  • детям с РАС (расстройством аутистического спектра)
  • детям с ДЦП (детским церебральным параличом)
  • детям с нарушением зрения и слуха
  • детям с синдромом Дауна

Сенсорная интеграция - это метод, позволяющий восполнить дефицит сенсорного опыта, который возникает, если работа нервной системы ребёнка дает сбои.

Если у ребёнка по каким-то причинам, в силу болезни или педагогической запущенности, недостаточно сенсорного опыта, он не может сделать правильные выводы об окружающем его мире. Следовательно, его движения, эмоции и поведение будут неадекватными.

Выделяют 7 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия), проприоцепция (ощущение относительного положения частей тела).

Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребёнку большой и разнообразный опыт ощущений.

Сегодня в медицинских, детских и реабилитационных учреждениях организуют множество сенсорных комнат. Но сенсорная интеграция доступна каждому дома.

Рекомендации по сенсорной интеграции в домашних условиях

1.       Для развития вестибулярного аппарата и проприоцепции дома и на улице в повседневной жизни можно использовать: качели, вращающееся кресло, шведскую стенку, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

  • Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба и другие приспособления.
  • Ношение утяжелителей во время физической нагрузки. Это поможет ребёнку ощутить свое тело. Для утяжеления можно использовать детские утяжелители для рук и ног, а также детский жилет-утяжелитель. Утяжелители можно сшить самим в виде пояса с карманами, манжет для ног и рук, или приспособить для этих целей носочки, в которые можно насыпать соль, завязать и раскладывать по карманам в одежду ребёнка. Для прогулок можно использовать детский рюкзачок, в который можно укладывать несколько пластиковых бутылок с водой по 0,3 литра. Если ребёнок устает, бутылки можно вынимать по одной, постепенно снижая нагрузку.
  • «Тяжёлое одеяло». Тяжёлое одеяло при правильном применении - отличный помощник для засыпания и игр. Важно использовать его для засыпания не дольше 1 часа, после того, как ребёнок заснул. Порой достаточно накрыть только верхнюю часть тела, не трогая ноги, чтобы ребёнку было под ним комфортно. Во время сидячей игры можно накрывать ребёнку плечи или только ноги, чтобы облегчить ему концентрацию внимания на процессе.
  • «Качели». На качелях можно организовать множество полезных игр, которые эффективно помогают нервной системе интегрировать все новые навыки ребёнка. Желательно использовать твёрдую качель-платформу, удобную, широкую, которая висит низко. У ребёнка должна быть возможность в любой момент слезть с неё без проблем самостоятельно. Ребёнок на качелях может располагаться в любой удобной для него позе: сидя, лёжа и даже стоя. Взрослый в это время может читать ребёнку книгу. Впоследствии, когда ребёнок будет уверенно себя чувствовать на качели, он может ловить брошенный мяч, рассматривать книги, рисовать, мастерить из конструктора, повторять звуки, слоги, и предложения, заучивать и повторять стихи и песни.
  • «Батут на диване». В каждом доме есть диван. Если нет детского батута, то можно прыгать на диване, или на кровати. Прыжки на диване или кровати уравновесят перевозбужденную нервную систему и дадут новый уровень физической нагрузки, потому что прыгать на мягком гораздо сложнее. Держите ребёнка за руки для страховки, разрешите ему падать на спину, на бок, на живот.
  • «Лошадка». Знакомая всем игра может оказаться не только одной из самых сложных для ребёнка, но и самой весёлой – ведь покататься на спине мамы или папы скоро не получится совсем. Во время этой игры ребёнок получит многоплановые ощущения. У него будут тренироваться разные системы одновременно: и внутренняя мышечно-суставная система, и вестибулярная, и зрительная. Позволяйте ребёнку сначала лёжа кататься на вашей спине, держаться крепко за вас, падать весело с вашей спины, постепенно подбадривайте его садиться всё выше и держаться только за вашу одежду.

2.       Для развития слуха надо воспроизводить различные звуки, которые ребёнок может слышать. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.

3.       Для развития тактильных ощущений предлагаются  игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т. д.), образцы разных тканей, тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твёрдый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т. д.).

4.       Для развития зрения: рассматривать книжки, карточки, картинки, использовать разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребёнка есть эпиактивность. Если ребёнок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга), то можно использовать чёрно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.

5.       Для развития вкусовых качеств нужно давать ребёнку еду с разными вкусами (горький, сладкий, солёный, кислый) и разной консистенции (твёрдую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребёнка новым вкусовым ощущениям.

6.       Для развития обоняния учить ребёнка распознавать различные запахи. Например, сделать мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (кофе, какао, ванилин, хвоя, лепестки розы, апельсиновые корки и др.). Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что одни эфирные масла бодрят (апельсин, лимон, бергамот), а другие успокаивают (масло ромашки, лаванды).

 

В заключение несколько советов:

  • помните, во время занятий нужно обязательно наблюдать за состоянием и реакцией ребёнка. Если у ребёнка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом, ребёнок постепенно приучается к ранее неприятным для него ощущениям и учится правильно реагировать на них. А если у ребёнка пониженная чувствительность – то надо предоставлять ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций;
  • ребёнку должно всё нравиться и доставлять удовольствие;
  • проявляйте фантазию и терпение, играя со своим ребёнком;
  • для достижения результата играйте с ребёнком регулярно;
  • помните, что не все игры подойдут вашему ребёнку, всегда консультируйтесь со специалистом.

 

 

 

 

 

Источники информации:

https://altera-vita.ru/interesnoe-roditelyam/sensornaya-integratsiya-sovremennaya-metodika-razvitiya-rebyenka/

https://www.maam.ru/detskijsad/kak-zanimatsja-sensornoi-integraciei-doma.html

https://dzen.ru/a/YkAeDaptACAX1f59