Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития и становления личности. Именно в этом возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

   При познании предметов окружающего мира особое внимание уделяется использованию осязания. Тактильную чувствительность необходимо развивать  путем тренировок и упражнений органов чувств, используя пальчиковую гимнастику с элементами массажа, дидактических игр. Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир.

   Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Использование их необходимо в стимуляции речевых центрах мозга, учат детей чувствовать свои пальцы, управлять ими, способствуют концентрации внимания, способности сосредотачиваться, развивают координацию движения, пространственное ориентирование, логическое мышление. Игры несут также терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

   Перед началом игры ребенок обследует предметы, используя такие основные движения:

- прикосновение, которое  позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры;

- постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала;

- взятие предмета в руки помогает обнаружить особенности поверхности, вес, форму и т.д.;

- надавливание дает возможность определить, мягкость – твердость предмета, эластичность;

- ощупывание (приемы: обхват, поглаживание).

    Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

    Достоинством игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и другое.

Игры и пособия для развития тактильных ощущений.

  • Игры с крупами. Сухие сыпучие крупы (рис, горох, чечевица, фасоль) можно насыпать в коробку или контейнер и позволить ребенку играть (переносить, пересыпать). Желательно, чтобы малыш использовал для захвата только пальчики, тренируя пинцетный захват, чувствуя фактуру каждой крупинки. Затем  можно дать ложку, стаканчик, чтобы малыш учился манипулировать предметами и доносить ложку с крупой от одной емкости к другой.
  • Кинетический песок.
  • Сухой бассейн». Ёмкость может быть наполнена крупами, камушками, каштанами,

пуговицами, на дне которой спрятаны различные предметы, игрушки. Задания:                                  -  «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только шарики (камушки) и т. д.                       

- «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует), например: домашние и дикие животные.

  • «Чудесный мешочек». Его можно сшить из ткани разной фактуры и толщины. Ребёнок обследует предмет, запуская руку в мешок или прощупывая через мешок. В «чудесный мешочек» можно положить  предметы с разными поверхностями (гладкие, шершавые и т.д.), геометрические формы, предметы из разных материалов (пластмассовые, деревянные и т. д), природный материал, пуговицы. Задания:                                                                                                         - попросить найти определённый предмет (лошадку, собачку, котёнка);

- достать предметы круглой формы (большие, маленькие, гладкие, твёрдые и т. д.).

  • Шершавые дощечки (парные). На дощечках наклеены разные виды наждачной

бумаги, начиная от самой шершавой до - почти гладкой. Ребёнку дается дощечка

бумагой вниз, он проводит по ней пальчиками и ищет парную.

  • Игры с водой. Это веселье, которое дает ребенку тактильную стимуляцию. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.
  • Игры с пластилином.  Лепка геометрических фигур, предметов, букв, цифр. Затем опознавание слепленных фигур с закрытыми глазами.
  • Вестибулярные движения. Детям необходимо двигаться! Необходимо установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом. Вестибулярные движения может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Можно использовать: крытые батуты, бассейн,  качели, раскачивающиеся игрушки, самокаты.
  • «Тактильный круг». Тактильный круг состоит из карточек с разными тактильными поверхностями.  Задания:

- проведи пальчиками по поверхности;

- найти на ощупь: мягкую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую поверхность;

- предлагается показать поверхность: металла, дерева, меха и т.д.;

  •  «Разнообразные дорожки». Дорожки выполнены из различных материалов. Дети

упражняются в зрительном восприятии линий, их  назывании (прямая, волнистая, гладкая, шершавая). Задания:

- пройди по шершавой дорожке красного цвета, волнистой дорожке коричневого цвета, цветной дорожке, ребристой дорожке;

- спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;

- найди с закрытыми глазами шершавую, волнистую, гладкую, ребристую дорожку.

  • «Тактильные крышечки». Игра состоит из парных крышечек, на которых наклеен разнообразный тактильный материал: наждачная бумага, кожа, поролон, разная по фактуре ткань  и т.д.
  • Рисование на ладошке. Взрослый рисует по руке ребёнка кисточкой геометрические фигуры, буквы, цифры,  предметы. Ребёнок должен почувствовать, отгадать, что нарисовали.

Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным.

  • Пуговичная мозаика. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно (неваляшку, бабочку, снеговика, мяч, бусы и т.д.). Затем усложните задание: придумывание своих вариантов рисунков.
  • Игра «Холодно - тепло – горячо» (температурные ощущения). Перед каждым ребёнком на столе стоят три бутылочки с водой разной температуры. Предложить ребенку поставить бутылочку с горячей водой на красный кружок, с холодной – на синий, с теплой - на желтый. Правильность действий, ребенок проверяет, открутив крышку на бутылке (в каждой бутылке - кружки соответственно температуре воды).
  • Игры с резинками.
  • Игры с грецкими орехами.
  • «Разноцветные прищепки».
  • Бизиборд – деревянная панель со всевозможными кнопочками, крючками, замочками, выключателями.
  • Развивающие книжки из фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур.

        Замечательно, когда родители заботятся о развитии своего ребенка и стараются организовать для него всевозможные занятия. Но самое важное, что вы можете дать ему даже без игр – это свое тепло и прикосновения. Объятия, массажи, поглаживания – это тоже тактильные игры. Подобные игры не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.

 

Использованные источники:

Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М. Б. Михайлевского. – М, 1999.

https://razvivashka.online/games/taktilnye-igry-dlya-malyshey