Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Обучая ребенка чтению, родители нередко делают ошибки, на исправление которых педагоги и логопеды тратят потом не один месяц. Именно поэтому мы попросили специалистов по детской речи и психологов подробно рассказать, чего следует избегать родителям, когда они делают первые шаги в этом нелегком деле.

Ошибка №1.  Преждевременное обучение ребенка чтению

     Многие мамы легко поддаются новому веянию — раннему обучению чтению ребенка дошкольного возраста (до 3-4 лет). Не разбираясь в пользе дела, они стремятся отдать своих крох на развивающие занятия или используют специальные методики дома.

     В чем же таится опасность и вред раннего обучения чтению? Давайте разбираться.

     Мозг малыша с рождения проходит несколько стадий развития. Первая — это развитие дыхательной системы и пищеварения, далее — двигательное развитие, и только потом происходит созревание эмоциональной сферы и совершенствование мыслительной деятельности.

 

Так вот, возраст до 3-4 лет — это активное двигательное развитие, именно оно преобладает на данном этапе.

     И если взрослый пытается поменять его на совершенствование мыслительных процессов, воли, то со временем ребенок просто потеряет интерес (точнее, не сформирует его к нужному времени) к учебной деятельности.                                                                                                                              Также у малыша наблюдается перегрузка нервной системы, снижается гибкость и пластичность мозга (ребенок сам должен придумывать новые способы действия с предметами и игры, какими бы нелепыми и странными они ни казались взрослым). Впоследствии возможны проблемы с самооценкой: ребенок будет неловко чувствовать себя в ситуации неуспеха и постоянного сравнения.

Ошибка №2.  У родителей быстрая смазанная речь

     Что такое обучение чтению? Это соединение слухового и зрительного анализаторов. Изначально восприятие языка у нас происходит через восприятие фонемы — буквально, звука, который попадает к нам в ухо. И самая главная ошибка при подготовке детей к обучению чтению — быстрая смазанная речь взрослых.

     Когда ребенок слышит вместо четких звуков «кашу» из звуков, у него будут проблемы с их различением. А впоследствии и с обучением чтению.

 

Ошибка №3.  Неправильное обучение ребенка алфавиту

     Родители, желая быстрее научить ребенка алфавиту, делают грубую ошибку, которую потом сложно исправить.

     Они начинают обучение именно буквам, а не звукам. Показывают на букву и говорят: «Это буква "мэ" или "эм", это буква "рэ" или "эр"». Усваивая таким образом буквы, ребенок затем будет читать слово «мама» так: «эм-а-эм-а» или «мэ-а-мэ-а».

     Так что важно на самых начальных этапах учить ребенка звуко-буквенному анализу правильно. Это можно делать с помощью игры в города или в слова.Кроме того, необходимо обращать внимание дошкольника на слоговую структуру слова, чтобы он знал последовательность слогов.

     Для этого надо отстукивать ритмы в ладоши или по столу. Например, «мо-ло-ко». Если ребенок плохо воспринимает речь на слух, для отстукивания можно использовать бубен.

Ошибка №4.  Неправильный выбор методики для обучения

     Одна из популярных методик, по которой сейчас работают многие педагоги и занимаются мамы, — методика Николая Зайцева. Ребенку показываются кубики с разными слогами, называются эти слоги, и таким образом идет обучение.

     И, надо сказать, обучение чтению с помощью этих кубиков происходит достаточно быстро. Ребенок быстро схватывает, начинает читать. Но вот беда: часто дети, которые учатся читать по этой методике, не соотносят прочитанное слово с предметом. Получается, что он быстро читает, но смысл слов не понимает.

 

Методика Зайцева хороша, если вы хотите увеличить скорость чтения у детей, которые уже умеют читать.

     Но если мы собираемся научить дошкольника читать, то лучше придерживаться традиционного метода через звуко-буквенный анализ, слоговое чтение  и сопоставление слова с картинкой.

 

Ошибка №5.  Психологическое давление

     Нередко родители сравнивают своего ребенка с другими детьми. Одним из критериев оценки становится умение читать. Старшее поколение забывает, что процесс познания у дошкольников долгий и трудоемкий.

     Мамы и папы, бабушки и дедушки начинают требовать быстрых и хороших результатов с помощью запугивания, угроз, ультиматумов. Ребенок постоянно слышит: «Тебе 5 лет! Ты должен уже уметь читать!», «Не научишься читать — в школу не возьмут!» и т.д.

     А ведь любое обучение, в том числе и чтению, должно быть комфортным как для ребенка, так и для родителя, приносить обоим удовольствие, пробуждать интерес. Только при благоприятных условиях у ребенка появится желание научиться читать и понять тяжелый мир букв и звуков, получать знания из книг.

Ошибка № 6.  Отсутствие культуры чтения в семье

     Если родители научили малыша читать буквально с пеленок, это еще не означает, что он будет с удовольствием читать книжки на протяжении всей жизни. Научить читать не достаточно для того, чтобы малыш продолжал самостоятельно и с интересом совершенствовать свои навыки.

Здесь нужен комплексный подход, в том числе и личный пример родителя.

     Ребенок подражает маме и папе буквально во всем. А значит, завидев кого-то из родителей с книгой, он непременно повторит это.  Поэтому, если в семье решили учить дошкольника чтению, важно:

  • читать вслух, устраивать семейные посиделки с книгой;
  • слушать аудиокниги;
  • читать книги самим, обсуждать их.

     Без соблюдения последнего условия взрослым вряд ли удастся по-настоящему привить ребенку любовь к чтению. Ведь если в семье не принято читать книги, то ребенку будет сложнее развить интерес к чтению.