Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

       Формирование пространственных представлений – одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей. Это связано с тем, что полноценное развитие невозможно без развития способностей

к пространственным представлениям, а успешность интеграции ребенка зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улице, в общественных местах.

      Вопрос: Когда нужно начинать работу по формированию пространственных представлений?

      Ответ: Формирование пространственных представлений - это длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в

дошкольном возрасте, совершенствуется при школьном обучении.

      Вопрос: Как  развивается восприятие пространственных представлений у детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

      Ответ: У ребенка дошкольного возраста восприятие пространственных представлений очень замедленно, так как у них наблюдается ограниченная восприимчивость, недифференцированность восприятий и ощущений. Сформированность пространственных представлений у дошкольников является одной из предпосылок к овладению счетом, письмом и чтением, для дальнейшего обучения в школе.

      Вопрос: С какими трудностями сталкиваются дети с задержкой психического развития при решении этой задачи?

      Ответ: У дошкольников с ЗПР возникают трудности в ориентировке направлений пространства, снижены ориентировочная деятельность, способность к обобщению, выделению существенного, установлению смысловых связей при словесном обозначении пространственных отношений то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления.

      Вопрос: По каким направлениям должна осуществляться работа по формированию пространственных представлений?

     Ответ: Коррекционно - развивающая работа в дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям:

- направления в пространстве;

- пространственные отношении между предметами;

- ориентировка в схеме собственного тела;

- понятие о временных единицах.

     Вопрос: С чего необходимо начинать работу?

     Ответ: На первых этапах обучения детей с ЗПР умениям ориентироваться в пространстве следует побуждать их к самостоятельному обозначению различных пространственных признаков и отношений соответствующими терминами. Важно, чтобы дети с ЗПР оперировали ими осмысленно.

На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий

(работа с зеркалами: “Дразнилки”, “Узнай и покажи”, “Покажи у соседа”, т.д)

Затем работа по ориентировке в «схеме собственного тела», где дети

определяют и называют левую и правую стороны у своего тела (подбор активных пауз, пальчиковых упражнений) ; употребление предлогов пространственного значения «из-за», «перед», «от», «из-под», «к» (“Где предмет?”, “Что где”, “Разноцветные кубики”, “Кого загадали?” “Что снаружи, что внутри”, “Расскажи, где кто живет”, “Расскажи, что изменилось”; представления о понятиях «сегодня», «вчера», «завтра», представления о месяцах года, что составляет большие сложности при назывании месяцев по порядку(«Закончи предложение», «До-между-после»).

      Вопрос: В чем заключается взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей по формированию пространственных представлений?

      Ответ: Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии учителя – дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с ЗПР. Формирование пространственных представлений проводится в игровой форме и  в различных видах деятельности: на занятиях по математике, на музыкальных,  физкультурных, индивидуальных занятиях, в продуктивных видах деятельности.  

      Для закрепления материала  к работе учителя-дефектолога подключаются воспитатели группы, используя чтение художественных произведений (Э. Машковская “Нос, умойся”, А. Барто“Девочка чумазая”, Н. Голь “Главные признаки” и т.д.); подвижные игры и оздоровительные паузы: “Ладонь в ладонь”, “Дрозд”, “Буратино потянулся”.

      Таким образом, работа по формированию пространственных представлений у детей развивают на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

       Вопрос: Когда проводят индивидуальные занятия?

       Ответ: Индивидуальная работа проводится в утренний отрезок времени, а так же во вторую половину дня. Индивидуальные занятия проводятся с теми дошкольниками, которые в силу особенностей своего развития не усваивают новых знаний наравне со всеми, а также с детьми, пропустившими более одного занятия.

        Вопрос: Что можно посоветовать родителям по формированию пространственных представлений у детей в домашних условиях?

        Ответ: Если дети недостаточно хорошо ориентируются в схеме собственного тела, можно провести дидактические игры «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр.

В повседневной  жизни с детьми можно вести наблюдения за предметами и явлениями на прогулке, просмотр мультфильмов и чтение художественной литературы, игры инсценировки “Куклы встретились, разговорились”,