К моменту поступления в школу детям необходимо научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку. Это фундамент для дальнейшего обучения в школе: развитие графомоторных навыков, долговременной памяти, зрительного внимания, мышления и речи: словарь пополнится пространственными наречиями и предлогами.
Вопрос: Когда следует начинать обучение детей ориентировке на листе бумаги?
Ответ: Начинать работу с "клеткой" нужно со старшего дошкольного возраста. При этом сначала следует использовать тетрадь в крупную клетку, а в подготовительном к школе возрасте – обычную тетрадь в клетку.
Вопрос: Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку?
Ответ: Для начала необходимо научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги, уметь видеть клетку, правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон.
Вопрос: Для чего необходима данная работа?
Ответ: Эта деятельность способствует развитию координации движений и мелкой моторики рук, поможет ребёнку в дальнейшем красиво писать цифры, буквы.
Вопрос: Что же необходимо знать и помнить родителям?
Ответ: Перед началом работы научите ребенка правильно держать карандаш и следите за ровной осанкой, объясните, что дважды обводить линии нельзя. Необходимо проговаривать каждый шаг, объяснять, помогать ребенку выполнять задания, хвалить за самые незначительные успехи. Учите, играя! Следить за осанкой ребёнка, за освещаемостью рабочего места (свет должен падать с левой стороны, а для леворуких детей – с правой).
Вопрос: Почему лучше использовать для обучения простой карандаш?
Ответ: При использовании ручки или фломастера ребенок, имея еще мышечную слабость руки, не может справиться со скольжением пишущего предмета, поэтому ему сложнее доводить линию до нужного места. Простой карандаш лучше «готовит» руку к письму, и, если ребенок провел линию неверно, ее всегда можно стереть ластиком. А это важный психологический фактор!
Вопрос: Как же ребёнку увидеть клетку?
Ответ: Рассмотрите страницу тетради. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки. Можно обвести клеточки цветными карандашами. Предложите ребёнку следующее задание: «Нарисуй в верхнем правом углу страницы - овал, в нижнем левом – квадрат, в нижнем правом – треугольник, в верхнем левом – прямоугольник, в центре – овал».
Вопрос: Что необходимо сделать, чтобы ребенок видел строку (горизонтальный ряд клеток).
Ответ: Необходимо начертить простым карандашом верхнюю и нижнюю границы строки и предложить ребёнку закрасить её красным цветом. Следующую строку предложите закрасить зеленым цветом и т.д. Объяснить, что строки расположены сверху вниз и писать в них надо слева направо. После этого предложить детям сначала на рабочей строке проставить точки в середине каждой клеточки, затем через одну, через две клеточки. Далее без выделения рабочей строки просим поставить точки в центре клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.
Вопрос: Когда следует начинать рисовать прямые линии?
Ответ: После того, как вы научили ребёнка видеть на листе бумаги клетку, её стороны и углы, переходим к рисованию вертикальных и горизонтальных прямых линий в одну или две клетки сверху вниз или слева направо. Затем предлагаем детям рисовать различные изображения в следующей последовательности: наклонные прямые линии, волнистые линии, круги, овалы; рисование предметов сложной формы.
Вопрос: Что такое графический диктант?
Ответ: Диктант заключается в рисовании по клеточкам, соответственно, под диктовку родителя или воспитателя, то есть по словесной инструкции. Графический диктант учит слушать и слышать, запоминать, сосредоточиться на том, что говорит взрослый, а это важное для школы умение. Графические диктанты следует начинать с самых простых изображений и постепенно переходить к более сложным заданиям. Перед началом работы с графическим диктантом поставьте в тетради большую красную точку, от которой ребёнок начнёт строить фигуру. Проговорите с детьми, что вы будете диктовать, сначала число клеточек, а затем их направление, а они будут проводить эти линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Вопрос: Сколько по времени в день нужно заниматься с ребенком?
Ответ: Затрачивая на ребенка ежедневно по полчаса, есть возможность проводить его в первый класс подготовленным. Главное придерживаться строгой последовательности и предлагать задания от простого к сложному, чтобы ребенку было легче осваивать навык.
Таким образом, пройдя все этапы работы, вы сможете не только научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку, но и разовьёте внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и усидчивость, что позволит ему более успешно адаптироваться к школьной жизни.