Вопрос: Что такое импульсивность?
Ответ: Импульсивность - это трудности сдерживания непосредственных реакций и побуждений. Импульсивный человек может быть болтливым, отвечать «не дослушав вопроса», испытывать трудности в ситуациях, требующих ожидания (например, когда нужно дождаться своей очереди), торопиться, дергать других, реагировать на то, на что нужно и не нужно. У импульсивных детей в связи с повышенной конфликтностью часто возникают драки и ссоры со сверстниками.
Вопрос: Почему ребенок становится импульсивным?
Ответ: У детей импульсивность, как правило, связана с неблагополучным течением беременности и родов, нарушением мозгового кровообращения. В ряде случаев импульсивность наследуется. Условия воспитания могут оказывать влияние на развитие личности импульсивного ребенка. Импульсивность не проходит самостоятельно, хотя с возрастом может несколько ослабевать и требует серьезной воспитательной работы со стороны взрослых.
Вопрос: Каковы личностные черты импульсивного ребенка?
Ответ: Отсутствие помощи, попустительское отношение к импульсивности и ее последствиям приводят к развитию специфических личностных черт:
• Несдержанность в своих эмоциональных проявлениях. У импульсивных детей эмоции возникают намного легче и быстрее и проявляются сильнее. При этом ребенок не чувствует границы дозволенного и не может оценить последствий своих действий. Не следует учить импульсивного ребенка отвечать ударом на удар, даже с целью самообороны.
• Нетерпеливость. Импульсивному часто хочется действовать быстрее и, кажется, что окружающие медлительны.
• Слабая способность к анализу пережитого опыта. Импульсивные дети не могут восстановить причинно-следственные связи.
• Эгоизм (сильное «хочу» и слабое «надо») крайне свойственен импульсивным личностям. В то же время импульсивный человек в своем эгоизме руководствуется собственными желаниями и побуждениями.
Вопрос: Что может помочь в воспитании импульсивного ребенка?
Ответ:
1. Своевременная диагностика и последующее медицинское сопровождение. Врач-невропатолог может назначить терапию, направленную на улучшение функционального состояния мозга ребенка.
2. Проговаривание. Уменьшить вероятность появления импульсивных ошибок при выполнении заданий помогает проговаривание своих действий (алгоритма) вслух до начала выполнения и в процессе выполнения (как сопровождение). Также хороши и другие средства, позволяющие вынести программу во внешний план (схемы, планы, рисунки, счет (например, если что-то нужно повторить определенное количество раз) и так далее).
3. Игры, требующие ожидания или выжидания. Для маленьких детей полезны игры в «Кошки-мышки» (там необходимо замереть и не двигаться, пока «кошка» не спит), в «Молчанку» (кто сможет дольше промолчать) и в «Гляделки» (глядеть друг другу в глаза, не отвернуться, не моргнуть, не засмеяться).
4. Командные игры показаны импульсивным детям как средство социализации, обучающее взаимодействию в команде для достижения общего, а не личного результата.
5. Создание вокруг импульсивного ребенка благоприятной детской среды. Возможно участие в каких-то кружках по интересам.
6. Разговаривать спокойным голосом. Импульсивные дети в первую очередь воспринимают тон и реагируют на тон. Содержание сообщения может от них ускользнуть, а подумать о причинах, вызвавших такой тон голоса у родителя, они часто не успевают.
7. Каждое требование должно иметь разумное последствие, которое наступает, если требование не выполняется. Ребенок должен знать об этом. Не рекомендуется просить его о чем-то многократно. Лучше один раз сказать ему, проверить его понимание просьбы, а если она не выполняется, вводить последствия.
8. Обязательные совместные семейные мероприятия, чтобы ребенок понимал важность семейной общности и интересов семьи.
9. Обязательное поощрение ребенка за соблюдение им правил, за сдерживание (например, если импульсивный ребенок не побежал вслед за товарищем через дорогу, а остановился и дождался маму).
10. Импульсивного ребенка важно приучать делать что-то хорошее для других людей, помогать другим людям.