Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. Именно в этом возрасте необходимо скорректировать особенности внимания детей с задержкой в развитии, которые отрицательно влияют на протекание всех познавательных
процессов и снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.
Вопрос: Отличается ли развитие внимания у детей с ЗПР и детей нормально-развивающих?
Ответ: Развитие внимания у детей с ЗПР имеет свои характерные особенности:
неустойчивость внимания, которая проявляется в рассеянности, что приводит к снижению продуктивной деятельности ребенка. Дети с ЗПР не способны сосредоточенно слушать или работать, удерживать внимание способны в течение 10–15 минут, что обуславливает трудности выполнения заданий, которые требуют постоянного контроля, что свидетельствует о незрелости нервной системы. Зачастую, дети не могут выполнить задание до конца, что приводит к тому, что дети с ЗПР усваивает материал намного дольше, чем их нормально развивающиеся сверстники.
снижение объема внимания. Дети с ЗПР могут одновременно удерживать меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые и учебные задачи, что приводит к затруднению восприятия ситуации в целом;
сниженная концентрация. Дети с ЗПР быстро утомляются. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди побочных деталей;
сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
«прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой;
часто отвлекаются.
Таким образом, при задержке психического развития недостаточный уровень внимания ‒ одна из существенных особенностей познавательной деятельности.
Вопрос: Одинакова ли динамика уровня внимания у детей с ЗПР?
Ответ: Конечно же, неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале занятия, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается, у других ‒ сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания.
Таким образом, для детей с ЗПР характерны нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС, колебания внимания, его ограниченный объем; неумение сосредоточиться на существенных признаках, зависимость от внешних раздражителей; сниженная способность к переключению внимания с одного вида на другой.
Вопрос: Необходимо ли создание условий для развития внимания?
Ответ: Для развития внимания необходимы следующие условия:
1. Чтобы внимание было устойчивым необходимо, чтобы образовательная деятельность в ДОО была разнообразной, любое упражнение и любую работу ребенок должен выполнять аккуратно и добросовестно.
2. Для объема и распределения внимания следует использовать определенный навык и одновременно выполнять несколько действий в условиях нарастающего темпа работы.
3. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения. Развивать внимание через наблюдательность.
4. Формировать привычку быть внимательным, как привычную форму поведения за счет создания интереса к работе, обеспечения условий для активной, самостоятельной и творческой работы детей.
5. Воспитывать чувство ответственности.
6. Делать перерывы в работе, чтобы не наступило утомление, периодически менять виды деятельности.
Вопрос: Как происходит развитие внимания у детей?
Ответ: В начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как
основного возбудителя внимания.
В возрасте 4 лет отмечается всплеск интереса ребенка к новому, активный поиск новизны, проявляющийся в бесконечных «почему».
Специфика этого периода состоит в том, что к имеющемуся в раннем возрасте предпочтению новизны добавляется и стремление к разнообразию. Поведенческая реакция на «интересное новое» проявляется в застывании с приоткрытым ртом и фиксации глазами предмета (ввод информации). Это отражает включение в процесс внимания эмоциональной активации.
При появлении незнакомых абстрактных стимулов дети ограничиваются их общим осмотром и беглым впечатлением.
Изменения в организации системы восприятия с 6 лет создают условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков.
К 6-7 летнему возрасту возникает возможность выработки эталонов на новые для ребенка абстрактные стимулы.
Вопрос: Каковы характеристики внимания у детей с ЗПР?
Ответ: Нарушения внимания у детей с ЗПР связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, это особенно характерно для детей, у которых наблюдается органическая недостаточность центральной нервной системы. Внимание у детей с ЗПР характеризуется:
- недостаточной устойчивостью внимания, что является причиной отвлекаемости при заучивании материала и снижает эффективность запоминания;
- неустойчивостью и колебанием внимания;
- сокращением объёма внимания;
- снижением концентрации и избирательностью внимания.
Вопрос: Каковы направления деятельности учителя-дефектолога по коррекции внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Ответ: Содержание деятельности дефектолога реализуется в следующих направлениях
организации:
- диагностика уровня развития свойств внимания у дошкольников с ЗПР;
- коррекционная работа с детьми по разработанной программе по развитию внимания;
- слежение за динамикой развития внимания;
- консультативно-просветительская работа с родителями, специалистами для максимального эффекта коррекционной работы по развитию внимания;
- организационно-методическая работа по теме развития внимания;
- организация взаимодействия всех специалистов, работающих с ребёнком.
Внимание следует развивать во всех видах деятельности ребёнка, но учитывая ведущий вид деятельности детей данного возраста, целесообразно будет развивать психический процесс с помощью игр и упражнений, соответствующих возрасту и специфике познавательной деятельности данной категории детей.