Растить детей здоровыми и сильными - задача каждого дошкольного образовательного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр. Одной из новых форм взаимодействия детей, педагогов и родителей является образовательный терренкур. Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию. А если они проходят совместно с родителями, то радости детей нет предела. Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых. Задачами образовательного терренкура являются: – развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников; – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы; – формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы; – приобщать детей к здоровому образу жизни; – упражнять детей в основных движениях; – развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации; – побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности.
Все маршруты имеют свою тематику. Есть образовательные терренкуры, которые проводятся в честь какого-то события – например, Дня защиты детей, Дня Победы или в соответствии с изучаемой лексической темой Программы. Варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.
Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий. Маршрут разбивается на станции. На каждой станции делается остановка, где познавательная деятельность детей чередуется с двигательной активностью. Это позволяет удерживать интерес детей. Каждая «станция» может иметь свое название, например: «Уголок леса», «Птицы – наши друзья», «Тропа здоровья», «Альпийская горка», «Песочный островок» и другие. При переходе от станции к станции дети выполняют пальчиковые игры, гимнастику для глаз, физические упражнения, играют в подвижные игры, если сбилось дыхание – упражнения на его восстановление. Нагрузка должна быть оптимальной, темп двигательной активности необходимо увеличивать постепенно. Обратный путь совершается в спокойном темпе ходьбы. Важно оценивать свое состояние после прогулки: должно быть хорошее самочувствие и ощущаться легкая усталость. Терренкур поможет не только улучшить здоровье детей и повысить их двигательную активность, но облегчит решение ряда задач образовательной программы: - формирование элементарных математических представлений: закрепление навыка счёта, название цифр и геометрических фигур, развитие пространственной ориентировки; - в изобразительной деятельности (рисование мелками, палочками на песке, водой на асфальте); - развитие речи (разучивание стихов, отгадывание загадок, дидактические игры, составление рассказов); - знакомство с окружающим миром (наблюдение (за погодой, природными изменениями, живой и неживой природой), игры экологического содержания, экспериментирование); - музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика); - театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок). Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка — его родители. Образовательные терренкуры позволяют дополнить и разнообразить форму взаимодействия с семьями. Во время маршрута родители проводят время с детьми, видят особенности поведения своего ребенка, вовлекаются в воспитательно – образовательный процесс, становятся партнерами детей в разных видах деятельности. Образовательный терренкур помогает педагогу посмотреть, как выстраиваются взаимоотношения родителей и детей, а родителям понять специфику работы с детьми. А, главное, сформировать единое образовательное пространство, открытое для родительского и педагогического сообществ.
Таким образом, терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка, которое способствует физическому, интеллектуальному, эмоциональному и коммуникативному развитию ребенка (умение общаться друг с другом, с взрослыми, с родителями).