Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.
Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации. Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:
- Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
- Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
- Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
- Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.
Развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию.
Приемы, помогающие запоминанию.
1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».
2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: мама, мяч, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова. «Как выглядит абракадабра? Какова на ощупь?»
3. Усложнив предыдущее задание, назовите ребенку 1-2 характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект (круглая игрушка – мяч, добрая, родная – мама).
4. Вы называете слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и, глядя на выложенные фигуры, повторяет ( используются палочки, пуговицы, детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять).
5. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.
6. Ребенок выкладывает картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше.
7. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «лето» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: лето – солнце – речка - арбуз. Потом называется последнее слово цепочки, и, ребенок воспроизводит слова наоборот, от последнего к первому.
Визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.