Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития и становления личности. Именно в этом возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).
При познании предметов окружающего мира особое внимание уделяется использованию осязания. Тактильную чувствительность необходимо развивать путем тренировок и упражнений органов чувств, используя пальчиковую гимнастику с элементами массажа, дидактических игр. Для ребёнка игра – это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познаёт мир.
Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Использование их необходимо в стимуляции речевых центрах мозга, учат детей чувствовать свои пальцы, управлять ими, способствуют концентрации внимания, способности сосредотачиваться, развивают координацию движения, пространственное ориентирование, логическое мышление. Игры несут также терапевтический эффект – успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Перед началом игры ребенок обследует предметы, используя такие основные движения:
- прикосновение, которое позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры;
- постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материала;
- взятие предмета в руки помогает обнаружить особенности поверхности, вес, форму и т.д.;
- надавливание дает возможность определить, мягкость – твердость предмета, эластичность;
- ощупывание (приемы: обхват, поглаживание).
Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Достоинством игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и другое.
Игры и пособия для развития тактильных ощущений.
- Игры с крупами. Сухие сыпучие крупы (рис, горох, чечевица, фасоль) можно насыпать в коробку или контейнер и позволить ребенку играть (переносить, пересыпать). Желательно, чтобы малыш использовал для захвата только пальчики, тренируя пинцетный захват, чувствуя фактуру каждой крупинки. Затем можно дать ложку, стаканчик, чтобы малыш учился манипулировать предметами и доносить ложку с крупой от одной емкости к другой.
- Кинетический песок.
- Сухой бассейн». Ёмкость может быть наполнена крупами, камушками, каштанами,
пуговицами, на дне которой спрятаны различные предметы, игрушки. Задания: - «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только шарики (камушки) и т. д.
- «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует), например: домашние и дикие животные.
- «Чудесный мешочек». Его можно сшить из ткани разной фактуры и толщины. Ребёнок обследует предмет, запуская руку в мешок или прощупывая через мешок. В «чудесный мешочек» можно положить предметы с разными поверхностями (гладкие, шершавые и т.д.), геометрические формы, предметы из разных материалов (пластмассовые, деревянные и т. д), природный материал, пуговицы. Задания: - попросить найти определённый предмет (лошадку, собачку, котёнка);
- достать предметы круглой формы (большие, маленькие, гладкие, твёрдые и т. д.).
- Шершавые дощечки (парные). На дощечках наклеены разные виды наждачной
бумаги, начиная от самой шершавой до - почти гладкой. Ребёнку дается дощечка
бумагой вниз, он проводит по ней пальчиками и ищет парную.
- Игры с водой. Это веселье, которое дает ребенку тактильную стимуляцию. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит.
- Игры с пластилином. Лепка геометрических фигур, предметов, букв, цифр. Затем опознавание слепленных фигур с закрытыми глазами.
- Вестибулярные движения. Детям необходимо двигаться! Необходимо установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом. Вестибулярные движения может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Можно использовать: крытые батуты, бассейн, качели, раскачивающиеся игрушки, самокаты.
- «Тактильный круг». Тактильный круг состоит из карточек с разными тактильными поверхностями. Задания:
- проведи пальчиками по поверхности;
- найти на ощупь: мягкую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую поверхность;
- предлагается показать поверхность: металла, дерева, меха и т.д.;
- «Разнообразные дорожки». Дорожки выполнены из различных материалов. Дети
упражняются в зрительном восприятии линий, их назывании (прямая, волнистая, гладкая, шершавая). Задания:
- пройди по шершавой дорожке красного цвета, волнистой дорожке коричневого цвета, цветной дорожке, ребристой дорожке;
- спустись по дорожке сверху вниз и поднимись по дорожке снизу вверх;
- найди с закрытыми глазами шершавую, волнистую, гладкую, ребристую дорожку.
- «Тактильные крышечки». Игра состоит из парных крышечек, на которых наклеен разнообразный тактильный материал: наждачная бумага, кожа, поролон, разная по фактуре ткань и т.д.
- Рисование на ладошке. Взрослый рисует по руке ребёнка кисточкой геометрические фигуры, буквы, цифры, предметы. Ребёнок должен почувствовать, отгадать, что нарисовали.
Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным.
- Пуговичная мозаика. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно (неваляшку, бабочку, снеговика, мяч, бусы и т.д.). Затем усложните задание: придумывание своих вариантов рисунков.
- Игра «Холодно - тепло – горячо» (температурные ощущения). Перед каждым ребёнком на столе стоят три бутылочки с водой разной температуры. Предложить ребенку поставить бутылочку с горячей водой на красный кружок, с холодной – на синий, с теплой - на желтый. Правильность действий, ребенок проверяет, открутив крышку на бутылке (в каждой бутылке - кружки соответственно температуре воды).
- Игры с резинками.
- Игры с грецкими орехами.
- «Разноцветные прищепки».
- Бизиборд – деревянная панель со всевозможными кнопочками, крючками, замочками, выключателями.
- Развивающие книжки из фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур.
Замечательно, когда родители заботятся о развитии своего ребенка и стараются организовать для него всевозможные занятия. Но самое важное, что вы можете дать ему даже без игр – это свое тепло и прикосновения. Объятия, массажи, поглаживания – это тоже тактильные игры. Подобные игры не только расслабляют, успокаивают, но и сближают с родителем, укрепляют привязанность и создают чувство безопасности для малыша.
Использованные источники:
Психология ощущений и восприятия. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова и М. Б. Михайлевского. – М, 1999.
https://razvivashka.online/games/taktilnye-igry-dlya-malyshey