У детей с задержкой психического развития наблюдаются недостатки развития абстрактного мышления, памяти, которые не могут не сказаться на подготовке дошкольников к школе. В частности, ребёнок с ЗПР испытывает большие трудности при запоминании графических изображений цифр.
Именно в дошкольном возрасте педагоги начинают формировать у детей понятие «цифра». Цифра – это лишь символ, знак числа, и в этом её главная роль. У детей необходимо сформировать умение узнавать цифру и соотносить с количеством предметов.
Очень часто ребёнок хорошо считает от 1 до 10, но найти соответствующую цифру не может. Графический образ цифры для ребёнка – это сложное абстрактное понятие. И задача взрослых помочь дошкольнику получить общие представления об образном начертании числа.
Обычно дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 3 и 8, 4 и 7; цифры, схожие по звучанию: 7 и 8.
Любой педагог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике.
Один из самых эффективных методов запоминания - «ожившие цифры». Его суть состоит в том, чтобы связать каждую цифру с одним или несколькими запоминающимися, сходными с ней изображениями – образами. На что похожа цифра?
Например: 1 - спица;
2 - лебедь;
3 - усы;
4 - перевёрнутый стул;
5 - рука;
6 – замок;
7 – коса или клюшка;
8 - неваляшка;
9 – воздушный шарик.
В процессе обучения родители важно обратить внимание на два момента:
- Дети должны запоминать цифры с помощью слуха, зрения и осязания;
- Обязательное условие - активное участие родителей в играх.
Очень полезно считать. Считать всё, что окружает вас дома, на улице, в гостях: пальчики, ступеньки, птичек на улице, окна домов, книжки на полке, машины на дороге, посуду на столе и т.д.
Также не забывать обращать внимание на цифры везде, где их можно увидеть: номер дома, страницы книги, номер автобуса, номерной знак автомобиля и т.д.
Обязательно использовать следующие приёмы:
- выкладывание цифр из подручных материалов (мозаика, семечки, пуговицы, косточки);
- прописывание графических знаков, уже напечатанных на листе. Можно сделать это пальчиком, локтем, пяткой. Чем больше в процессе будет задействованы двигательные ощущения, тем лучше.
- создание графического изображения цифр с помощью шнурка, шерстяных ниток разной толщины;
- лепка цифр из пластилина;
- прописывание цифр на песке, манке. Можно это делать пальчиком или палочкой.
Можно использовать игры для запоминания графического изображения цифр.
«Цифры на ощупь». Приготовьте вырезанные цифры разных размеров и обклейте их бархатной или наждачной бумагой. Приготовленные цифры сложите в коробочку или непрозрачный мешок. Ребёнок должен обследовать цифру пальцами, не глядя на неё и угадать, как она называется.
«Найди пару». На альбомном листе бумаги нарисуйте или наклейте вразброс цифры разного цвета и размера. Из этого разнообразия цифр ребёнок должен найти одинаковые, несмотря на отвлекающие признаки.
«Цифры на спине». Взрослый рисует пальцем на спине ребёнка задуманную цифру. Задача - угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.
«Выложи по порядку». Это упражнение помогает запомнить числовой ряд и ориентироваться в нём. Предлагается разложить цифры по порядку от 0 до 9.
«Путаница». Цифры раскладываются на столе или на доске. В тот момент, когда ребёнок закрывает глаза, их меняют местами. Ребёнок находит изменения и возвращает цифры на свои места.
«Какой цифры не стало?» или «Что изменилось?» В этой игре убираются 1 – 2 цифры. Ребёнок не только замечает изменения, но и находит, где какая цифра стоит.
«Цифра спряталась». Используются рисунки, похожих на цифры, предметов. Такие рисунки легко найти в Интернете. Ребёнок внимательно смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась.
«Математические паззлы». Из картона делаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Ребёнок должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.
«Нарисуй столько же». Ребёнок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.
«Выполни движение». Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребёнку столько раз, сколько указывает цифра.
«Найди цифру и её соседей». Взрослый называет цифру, а ребёнок ищет её на карточках и рядом выкладывает соседей этой цифры.
«Угадай, что за цифра?». Взрослый читает стихотворение, ребёнок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать.
Важно научить ребёнка тому, что цифра «говорит» о количестве каких-то предметов. Самое простое упражнение – писать на отдельном листке цифру и строить соответственно ей башню из кубиков.
Также не стоит забывать и стихи (С.Я.Маршак, Г. Виеру, В.Волина, В. Бакалдин.)
И не стоит сердиться на детей, если они не схватывает всё "на лету". Это для вас, взрослых, всё легко и просто, а для детей, только приступивших к овладению цифрами и счётом, всё очень сложно.
Проявите свою фантазию и у вас всё получится!
Источники информации: