Перед родителями детей с ЗПР всегда возникает вопрос о том, как организовать образование своего ребёнка и как подготовить его к школе.
Часто такие дети не готовы идти в школу в 7 лет, т.к. у них ещё не сформировано чувство долга «я должен учиться», они не ощущают себя в статусе школьника.
Для таких детей школа – это продолжение детского сада, куда можно прийти поиграть, пообщаться с друзьями. Если у ребёнка нет достаточной мотивации к учёбе или он встречает трудности, то интерес к школе может пропасть совсем.
Зачастую перед родителями встаёт трудная ситуация выбора учебного заведения. Куда отдать своего ребёнка учиться: в специальный класс или выбрать обычную школу? В основном, оптимальными вариантами являются специальные учреждения или общеобразовательные школы, где есть классы для детей с ЗПР.
Перед тем, как начнётся новый учебный год, родители должны провести подготовку к школе. Во-первых, объяснить, что такое уроки, и что от детей там будут требовать. Далее подготовить к расписанию, возможно, попробовать позаниматься в школьном режиме дома. Заниматься дополнительно нет необходимости в том случае, если сохраняется регулярный режим коррекционных домашних упражнений.
При этом важно следовать предписаниям, которые были получены от педагогов из дошкольного учебного заведения, которые уже занимались с ребёнком.
Учителя и родители должны согласовать план по поводу адаптационного периода. В это время происходит привыкание к новой среде. Надо быть готовым к тому, что ребёнок будет сопротивляться переменам, капризничать на уроках и отказываться идти на контакт. В таком случае необходимо добавить в учебный процесс игровые моменты, возможно, использовать те методики и упражнения, которые уже знакомы первокласснику.
Будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям. В том случае, если будет выбрана обычная школа, не избежать ситуации, в которой учитель будет недоволен успехами ученика с ЗПР, также как и родители, которые могут к тому же и ругать за неудачи.
Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР:
1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку).
2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику.
3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина). Не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть).
4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили ребёнка убрать игрушки, а он через 5 минут переключился на собирание паззлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части. Например, не собери игрушки, а сначала собери кубики, потом конструктор и т.п.
5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно.
6. Прививайте ребёнку самодисциплину - познакомьте его с правилами поведения дома и на улице: нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.
7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал.
8. Очень важен личный пример взрослых. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение.
9. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве. Во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.
10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений.
11. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы о школе.
12. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, объясните, что ошибаться могут все. Побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте любознательность, не отмахивайтесь от ребёнка.
13. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учёба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок.
14. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться).
15. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии.
16. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком.
Главное при работе с детьми с задержкой развития - благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность.
Источники информации:
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_sobrat_i_podgotovit_rebenka_s_zpr_k_shkole/
https://www.b17.ru/article/74750/