Учимся считать каждый день!
Учитель-дефектолог Макарова О.В.
Каждый дошкольник - маленький исследователь с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что дети могут в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить математические знания и приобрести навыки.
Окружающая жизнь предоставляет неограниченные возможности для математического развития ребёнка. Задача взрослого заключается в том, чтобы использовать многочисленные поводы и возможности для применения математических знаний в повседневной жизни и играх. Дать детям почувствовать практическое значение математики в жизни каждого человека.
Предлагаю вам познакомиться с математическими играми, в которые удобно поиграть в любое время!
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребёнком считать. Сосчитать можно проезжающие машины, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно разнообразить объекты для счета: ребёнок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Что вокруг нас? Обращайте внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Поиграем с мячом. Понятия пространственного расположения предметов легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии ребёнок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Поиграем с пуговицами. Правильно расположить предметы на плоскости ребёнку гораздо труднее. Для этого упражнения возьмите любые плоские фигуры (для начала, например, квадрат) и плоские пуговицы (5 больших и 8 маленьких). Пусть ребёнок по вашей инструкции положит пуговицы в заданном месте. Например: "Положи одну большую пуговицу в середине квадрата, вторую - под квадратом посередине, третью пуговицу - над квадратом посередине, четвёртую пуговицу - справа в середине и пятую - слева в середине".
Если ребёнок справился с этой задачей, переходите к следующему заданию. Теперь разложить нужно маленькие пуговицы. Одну - в верхнем правом углу (объясняем, что такое угол справа, сверху), вторую - в верхнем левом углу и т. д. Постепенно предлагайте ребёнку выполнять более сложные задания. Сложность увеличивается постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае в течение одного занятия! Если ребёнок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию: это временная ситуация.
Далеко ли это? Гуляя с ребёнком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, лестницу, и сосчитайте, сколько до неё шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребёнком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Вы можете дойти до какого-то места обычными шагами, потом повернуться кругом и посмотреть, насколько меньше шагов вам потребуется, если обратно вы пойдете гигантскими шагами.
Угадай, сколько в какой руке? В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке. Игроки по очереди отвечают на вопрос. Тот, кто угадает, становится ведущим.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребёнок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сколько всего? Выберите вместе с ребёнком что-нибудь для подсчёта. Можно показать ему на улице какое-нибудь дерево, например тополь, и научить узнавать его. А потом дать задание сосчитать, сколько тополей на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в очках, сколько зелёных машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.
Что такой длины? Эта игра научит дошкольника обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры: длину, ширину, высоту. Вы загадываете какой-нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребёнку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину. Следите, чтобы ребёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями и загадывать по очереди.
Источники информации:
https://www.maam.ru/detskijsad/primenenie-doshkolnikami-matematicheskih-znanii-v-povsednevnoi-zhizni-i-igrah.html
