Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Базовая потребность любого человека — это потребность в безопасности. Только ощущая свою безопасность — ребенок может позволить себе исследовать мир, отдалиться от родителя и взрослеть. Если выбить у ребенка опору, то есть ощущение безопасности, это означает лишить человека жизненности. Разница между  взрослым и ребенком — это сила и опыт, реакции, действия. А самое главное — это возможность осознанного выбора этих реакций и действий.

Мы не можем повлиять на мир — но мы можем повлиять на себя в этом мире и на то, какую мы формируем проекцию — во внутреннем мире у наших детей. Важно, чтобы во внешней нестабильности была хотя бы стабильность наша внутренняя.

При любых сложных событиях и темах — ребенок пытается на нас опереться. Очень важно, чтоб мы смогли справиться и со своей тревогой и вместить в себя напряжение ребенка. Внутренние слова и образ: я справлюсь, я взрослый, я очень большой, — могут стать помощниками.

Теракт — это всегда неожиданность. Это всегда травматизация. Любое действие, несущее угрозу жизни, целостности, безопасности — воздействует на все наши внутренние структуры — тело, эмоции, самооценка… Теракт призван выбить нашу привычную и рациональную опору и спровоцировать ПАНИКУ, СТУПОР ИЛИ АГРЕССИЮ И МЕСТЬ.

Любая новость, связанная с «жизнью и смертью», воздействует на нашу самую древнюю часть — рептильный мозг. Она отвечает за выживание и быстрое реагирование. Древним рептилиям нужно было выжить — отобрать еду, замереть, отбиться от опасности. Они не умели говорить, строить планы и сопереживать. Как только включается эта часть мозга, мы перестаем рационально мыслить. Мы либо суетимся и паникуем, либо впадаем в ступор, либо проявляем агрессию и нетерпимость. В это время мы, к сожалению, не осознаем происходящего. Все панические взбросы рассчитаны на это, все теракты провоцируют в нас состояние травматизации — постоянное напряжение и ощущение тревоги и паники. Если мы знаем, что это осознанные действия — наша задача лишить террористов удовольствия — не спровоцироваться. Всеми силами сохранить ощущение стабильности.

 

ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕБЕНОК, ТЕМ МЕНЬШЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Любой ребенок любого возраста находится в контакте с чувствами взрослого. Даже если мы ничего не говорим, но переживаем, ребенок «втягивается» в нашу воронку. Чем активнее эмоции, тем важнее рационализация — объяснение.

Ребенку до двух лет можно просто говорить (даже мысленно) — я с тобой. Ты в безопасности. Я справлюсь. Я могу позаботиться о тебе и о себе. Ребенка важно обнимать или хотя бы прикасаться к телу, важно, чтобы ножки ребенка и спинка чувствовали опору.

Ребенку старше двух лет можно сказать: «Мама/папа расстроились, потому что узнали новость. Далеко (важно дистанцировать ребенка от события) несколько (важно определить количество) людей, которые очень злятся, сделали другим больно. Они поступили плохо. Сейчас многие люди заботятся и исправляют то, что можно исправить. Очень жаль пострадавших… Мы можем о них подумать, пожелать им хорошего, поставить свечку, положить цветы. Но мы в безопасности. Папа и мама рядом с тобой. Мы о тебе заботимся и будем заботиться».

Очень важно сделать  акцент на том, что от того, что в мире есть группа жестоких людей, сам мир не плох. И большинству людей можно доверять.

Конечно, если ребенок совсем не задает вопросов, мы ограничиваемся короткой фразой. Если ребенок вопрос задал — коротко отвечаем, ожидая следующего вопроса. Отвечать на вопросы ребенка обязательно. Если ответа у нас нет, его важно вместе со старшим ребенком искать в интернете, у авторитетных знакомых. Ребенку любого возраста опасно узнавать о трагедиях из телевизионных новостей. Граница между фантазийной (экранной) жизнью и объективной реальностью размыта. Многие дети переносят все, что видят на экране — в свой внутренний мир. Для них это может быть запредельной нагрузкой.

 

СЛОЖНАЯ ТЕМА - ПОВОД ПОГОВОРИТЬ…


- Поговорить о том, что делать в экстремальных ситуациях, повод уточнить: знает, помнит ли ребенок фамилию, адрес, телефон.

- Слова, которые важно слышать ребенку:

Сейчас мы в безопасности. Я и много людей сделаем все, чтобы мы были в безопасности.
У всех своя судьба и своя жизнь. Я верю в твою и нашу счастливую и добрую судьбу.
Плохих людей намного меньше, чем хороших. Давай вспомним тех, кто тебя любит и тех, кто о тебе заботится.

ВАЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ


-Играть и радоваться. Лимбическая система мозга — активна при страхе и игре. Пусть там будет игра и радость.
-Обнимать: каждый раз, обнимая ребенка, мы создаем вокруг него дополнительные границы безопасности.
-Позволить, если это необходимо, проявить напряжение телесно — побегать, попрыгать, покричать.
-Рисовать и разрисовывать мандалы (рисовать в окружностях), обрисовывать ладошки, стопы, все тело, разрисовывать раскраски — с широкими границами — все это помогает возвращать ощущение границ.
-Выбирать материалы, над которыми можно ощущать контроль — пластилин, глина, кинетический песок, тесто, рисовать масляной пастелью или восковыми мелками.
-Использовать обрывную аппликацию (руками рвать цветную бумагу на мелкие кусочки и из этих кусочков с помощью клеящего карандаша делать коллаж).
-Рисовать масляной пастелью на темной бумаге.
-Прыгать, массировать ножки.
-Делать дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха) — свисток, флейта, мыльные пузыри, шарики.
-Рисовать — мастерить домики, делать существ с домиками на спинках (например, улиток), играть со спичечными коробками.
-Фантазировать — рисовать, моделировать, создавать воображаемый волшебный безопасный мир.
-Если в настоящий момент нет возможности трансформировать страх, создать для него сейф — сундук, папку. Нарисовать, положить в «надежное место», крепко-накрепко закрыть. (Это дает временную передышку от страха).
-Создавать образ Хранителя (чего-то бОльшего, чем просто человек.) Ангела, волшебного-проводника Собаку и прочее.
-Говорить о душе.
-Играть с водой. Представлять воду, водное пространство, наблюдать, как бушующие волны трансформируются в барашки, рисовать водное пространство (пусть этот рисунок будет динамическим — начинаем с сильных волн, постепенно успокаивающихся, держать руки под водой, постепенно уменьшая напор, тарабанить по воде ладонями, снижая интенсивность).

Пусть в мире будет больше добрых новостей и добрых дней. Доброго и безопасного мира для нас и наших детей.