Отвечает учитель-логопед высшей квалификационной категории Нестерова Ирина Владимировна
Вопрос: Что делать, если ребенку уже 2-2,5 года, а он почти не говорит?
Ответ: Если вовремя не обратить внимания на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Задержка речевого развития может быть следствием неблагоприятного течения беременности или родов, так как речевые зоны коры головного мозга наиболее часто страдают от кислородного голодания.
Прежде всего, необходимо определить причину задержки речи. Необходимо консультирование у нескольких специалистов: оториноларинга, невролога, логопеда.
Оториноларинголог может правильно оценить строение речевых органов ребенка, но главное, он должен проверить физиологический слух ребенка.
Так как именно слух является ведущим фактором для успешного овладения речью. Если есть нарушения слуха – нет речи.
Специалист невролог оценит психическое развитие ребенка. Речь — это психическая функция (такая же, как внимание, память), показатель мышления.
Когда неврологические проблемы (если они имеются) решены, но речь ребенка сама собой не налаживается, пора обратиться к логопеду и к дефектологу.
Задача логопеда – разобраться в причинах недоразвития речи и организовать коррекционную работу. Нарушение темпов речевого развития функционального характера, как правило, обусловлено неправильным воспитанием или частыми заболеваниями ребенка. Устранение причины, вызывающей отклонения в развитии ребенка, изменение условий его воспитания определяют успешность дальнейшего развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостатками функционирования или строения речевого аппарата. Преодоление их требует хорошо организованной коррекционной работы. Специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер.
Вопрос: Мой ребенок говорит много, но у него нарушено произношение некоторых звуков. С какого возраста надо начинать занятия с логопедом?
Ответ: Все зависит от того, на сколько сильно нарушено звукопроизношение у каждого конкретного ребенка.
До 4,5-5 лет речевой аппарат ребенка растет и формируется, т.е. до этого возраста небольшие несовершенства речи допустимы. К 5 годам дети уже осознают, что неправильно произносят некоторые звуки, и более продуктивно работают на логопедических занятиях.
Закончить исправление звукового произношения желательно до 6-6,5 лет, до смены зубов, так как это может осложнить работу.
Если же ваш ребенок говорит много, но невнятно, смазано, у него повышенное слюноотделение, нарушены сразу несколько групп звуков (свистящие, шипящие, сонорные), то это повод обратиться к неврологу, так как подобные симптомы говорят о том, что у ребенка есть неврологические нарушения, травма шейного отдела позвоночника. У таких детей, имеющих неврологические проблемы сначала нужно снять или сгладить эти симптомы. Только после лечения логопедическая работа может быть успешной.
Вопрос: Мой ребенок говорит не все «буквы».
Ответ: Логопеды разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и говорим. И тогда правильнее сказать, что родителей настораживает неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка тех или иных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (вне слова) гласных и согласных звуков - а, у, и, о, м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х.
При этом многие дети ещё недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой речи ребенка этого возраста является ее смягченность — ребенок произносит «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Кроме того, ребёнок заменяет в словах «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Такие ошибки и замены произнесения звуков специалисты называют физиологическими, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего возраста, а нарушение произношения у ребенка раннего возраста — физиологическим косноязычием.
Наиболее характерными показателями такого косноязычия являются:
- отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками - «лосядка» - вместо «лошадка», «косетька» - вместо «кошечка»;
- отсутствие звука «Р» («каова» - вместо «корова», «от» - вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» (« лак» - вместо «рак», « лямаска» - вместо «ромашка», «вак» - вместо «рак», «йыба» - вместо « рыба»).
- Нарушение произнесения звука «Л» - его смягчение («кальбаса » — вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо « стул»).
- Замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»).
- Замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).
Особенности произношения детей младшего возраста зависят от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Объясняется это тем, что детям трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо выпускается, либо произносится искаженно.
Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо «чемодан». Однако при нормальном развитии речи ребенка к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений либо исчезает полностью, либо их число значительно уменьшается.
Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков, у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное, ненормативное произнесение ряда звуков. Например, межзубное произнесение свистящих звуков (с,з), — когда родители могут заметить, что кончик языка ребенка при произнесении звука находится между зубами. Такое произнесение является неправильным в любом возрасте и без помощи логопеда не проходит самостоятельно. Для исправления этого нарушения не нужно ждать, пока ребенку исполнится пять лет. Необходимо начинать занятия по исправлению произношения, как только установлено нарушение.
Вопрос: Сколько времени может понадобиться для исправления звукопроизношения?
Ответ: Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, от количества неправильно произносимых звуков, состояния речевого аппарата и нервной системы ребенка.
Во-вторых, от того, на сколько родители смогут стать активными союзниками ребенка и помогать дома отрабатывать с ребенком задания, которые дает логопед.
Вопрос: Как родители могут помочь своему ребенку, посещающему логопедические занятия?
Ответ: В работе по исправлению звукопроизношения успех и быстрый результат возможны только в случае совместной работы логопеда и родителей.
Нужно понимать, что во время занятий логопед, в первую очередь, тренирует речедвигательные мышцы ребенка, формирует новую мышечную память. Поэтому все тренировочные задания, которые предлагаются на дом, необходимо выполнять и отрабатывать. Именно таким образом можно выработать необходимые умения и навыки.
«Ведь для того, чтобы научиться кушать ложкой, нужно делать это во время каждого приема пищи».
Вопрос: Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?
Ответ: Безусловно, принять решение о проведении операции могут только родители. И врачи (отлоринголог, педиатр), и логопед будут едины во мнении, что аденоиды – негативный фактор в физиологическом и речевом развитии ребенка, т.к.:
· Аденоиды являются постоянным источником воспаления, т.е. ослабляют иммунитет.
· Нарушается физиологическое дыхание, т.е. организм испытывает нехватку кислорода.
· Формируется неправильный тип дыхания, который меняет работу и тонус речедвигательных мышц, что ведет к недостаточной силе выдоха, необходимого для произношения некоторых звуков.
· Это обуславливает серьезные нарушения у детей с аденоидами.
· Аденоиды, разрастающиеся в сторону слуховых ходов, влияют на физиологический слух ребенка. Именно слух является ведущим фактором для формирования успешной, правильной речи ребенка. Нет слуха – нет правильного звукопроизношения.
Вопрос: Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Ответ: В целом — есть. В силу своего генетического устройства мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. Большинство девочек более «говорливы» и общительны - вербальны, чаще бывают ориентированы на слуховую модальность, в то время, как у мальчиков преобладает зрительная. Также женщины больше склонны выражать себя через речь, чем мужчины. В связи с этим девочки раньше начинают говорить.
Вопрос: На каком языке говорить с ребенком: в нашей семье говорят на нескольких языках?
Ответ: В семье, где родители ребенка разной национальности, этот вопрос становится очень актуальным. Когда речевое развитие ребенка проходит без особенностей, одновременное усвоение нескольких языков не представляет для ребенка сложностей. Один из языков все равно занимает для ребенка главенствующее положение. Таким языком обычно становится родной язык матери, поскольку именно она проводит с ребенком большую часть времени. То же самое можно сказать и о сознательном стремлении родителей развивать лингвистические способности ребенка, когда родители, свободно владеющие несколькими языками, договариваются о том, что они будут разговаривать с ребенком на разных языках.
Однако, если речевое развитие ребенка нарушается, или отстает от темпов нормального развития, подобный подход в воспитании ребенка не желателен, поскольку он начинает тормозить речевое развитие ребенка. Если развитие речи ребенка проходит с отставанием или особенностями, необходимо выбрать один язык, который ребенок будет осваивать. Отступление от этой рекомендации советуют делать некоторые специалисты при заикании у ребенка. Известны случаи, когда речевые симптомы заикания проявляются на одном языке, но не проявляются, когда ребенок говорит на другом.