Каждый из вас слышал истории про детей, которым учеба дается непросто. Родители и учителя часто ругают их за невнимательность, им часто снижают оценки на уроках за пропущенные буквы и за невнятные ответы. Но далеко не всегда проблема кроется в лени и невнимательности. У ряда детей таким образом проявляют себя функциональные нарушения нервной системы. Чаще всего это оказывается стертая форма дизартрии – нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга).
Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц (проведение нервного импульса от мозга к мышцам) губ, языка, мягкого неба.
К ее появлению приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка вследствие:
- инфекционных болезней матери, иммунологической несовместимости плода и матери, токсикоза, декомпенсированного сахарногодиабета или гестационного диабета. Эти причины вызывают фетоплацентарную недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
- родовых травм из-за стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияет длительный безводный период;
- повреждения ЦНС ребёнка в первый год его жизни вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.
Для стертой дизартрии характерны:
- нечеткая артикуляции вследствие нарушения артик. моторики
- искажённое произношение некоторых звуков
- отсутствие интонации и невыразительная речь
- неправильная постановка ударения в словах
- сложность автоматизации звуков в речи
Клиническая картина может различаться в зависимости от зоны поражения: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.
Нарушение звукопроизношения затрагивает несколько групп звуков: две или больше. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Ребенок путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их самостоятельно правильно употребить в речи. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма очень трудно.
Часто дизартрические проявления принимают за особенности физиологической нормы, лень или баловство ребёнка, либо просто не замечают до определённого момента. Только когда речевые нарушения сохраняются и категорически не вписываются в возрастные нормы физиологических замен, родители и врачи начинают искать причину. Поэтому, как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников не раньше 5 – 6 лет.
Признаки стертой формы дизартрии, которые могут заметить у ребёнка сами родители:
- бедность мимики
- нарушение тонуса губ, языка
- асимметрия носогубных складок
- асимметрия уголков рта
- повышение слюноотделения
- непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность (окраска кожи и слизистых оболочек от серовато-синего до сине-чёрного цвета) при выполнении артикуляционных проб
- органы речи трудно удерживать в одной позиции
- сложности в пережевывании пищи или затруднен процесс сосания молока, нарушен процесс глотания
- потливость рук и ног
- дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений
- наоборот, дети заторможены, медлительны.
- нарушение когнитивных процессов (память, внимание)
- дети быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи
- страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика
- может быть нарушен почерк, ребенок пишет медленно
Проявления дизартрии зависят от того, какие нервы повреждены:
- тройничный
- лицевой
- языкоглоточный
- подъязычный
Например, при поражении:
- тройничного нерва–ограничиваются движения в нижней челюсти, губ, языка
- лицевого нерва — нарушается мимическая мускулатура
- языкоглоточного нерва — нарушается мускулатура корня и спинки языка
- подъязычного нерва — нарушается моторика языка, ощущается трудность поднятия языка к небу
Диагностика стертой дизартрии
Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.
Обследование поэтапное и включает в себя:
- Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематического восприятия. При подозрении на стертую форму дизартрии ребенка направляют на консультацию к неврологу;
- Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.
Коррекция стертой формы дизартрии
Требуется комплексная терапия с участием невролога, психолога, логопеда и родителей. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.
Ваши логопеды Фирстова Ж.В.
Кондрашина И.В.