Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

 

Родителям следует обратить внимание на следующее:

  1. Состояние звукопроизношения: к шести годам ребенок должен четко произносить все звуки.
  2.  Состояние фонематических процессов: умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.; владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза. Последовательность формирования навыка звукового анализа и синтеза:
  • Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.
  • Определение первого звука в слове.
  • Определение последнего звука в слове.
  • Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
  • Определение количества звуков в слове, их последовательность, т.е. полный звуковой анализ слова.
  • Определение количества слогов в слове.

 

  1. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, аквариум, сковорода, перепорхнула  и т.п.
  2. Состояние словарного запаса. В словаре 6-7-летнего ребенка около 2000 слов, причем среди них представлены все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы.

       Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. Поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т.д.). Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

       Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря – это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т.е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т.д.

Чтобы словарь был достаточно богатым, нужно самим говорить правильно, находить время для чтения и бесед о прочитанном, время для общения с ребёнком на близкие ему темы.

Состояние грамматического строя. Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласует и изменяет в них слова, т.е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.

Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Следует обратить внимание на словоизменение (стул - стулья), словообразование (дождь - дождик), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Одним из важных показателей владения словоизменением является умение ребёнка правильно употреблять падежные окончания, умения правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол–столы, плащ–плащи), -а, -я (дом–дома, глаз–глаза, дерево–деревья, стул–стулья), с изменением слова (лоб–лбы, рот–рты, пень–пни, ухо–уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

Не менее важно умение образовывать новые слова. Например, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос–носик–носище, комар–комарик–комарище, дерево–деревце, перо–пёрышко, глаз–глазище). Или умение образовывать существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр-тигрёнок, заяц–зайчонок, медведь–медвежонок, лев–львёнок, овца–ягнёнок).  Нелегко справиться с образованием существительных, обозначающих названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)

Требует тренировки образование сложных слов (мясорубка, садовод, газонокосилка); образование глаголов с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т.д.).  

Следует поупражняться в образовании прилагательных от существительных (дерево–деревянный, пух-пуховый, глина–глиняный, дуб–дубовый) и обозначающих принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).

Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой–большая, голубой–голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т.к. являются наиболее трудными для ребёнка.

Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительныхИгры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т.д.).

Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т.к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т.д.

  1. Состояние связной речи. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя. И этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, – вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Демонстрируйте ребенку образец полного развернутого ответа на поставленный вопрос, приучайте ребенка отвечать на вопрос полно и развернуто. Предложите пересказать сказку, сочинить историю, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, составить рассказ по серии картинок и т. д.

Что еще нельзя оставлять без внимания:

  1. Развитие мелкой моторики. Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать этого, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Замечательно воздействует на мелкую моторику лепка из глины и и пластилина, вырезание ножницами, упражнения на застёгивание-расстёгивание пуговиц, шнурование. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование карандашами и мелками, графические упражнения (обведение конура и штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Подготовке  руки к письму способствуют упражнения на обведение в тетради клеточки, рисование в них кружочков, составление орнамента из палочек, выполнение построек из мелких предметов конструктора.
  2. Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).
  3. Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  4. Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  5. Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  6. Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, знание цветов, формы, величины, решение элементарных задач).
  7. Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  8. Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

 

              Если Ваш ребёнок самостоятельно справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для успешного овладения чтением и письмом.

Успехов в школьном обучении!