Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

          Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве. Предлагаемые игры позволят детям дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки, предупредить школьные трудности.

 

Игры   на   развитие   пространственной   ориентировки

Игра «Части тела»

Ход игры:  Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

 

Игра «Найди пару»

Ход игры: Для игры понадобятся несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т. д. Ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

 

Игра «Вверху-внизу»

Ход игры:  Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

 

Игра «Что у тебя на одежде?»

Ход игры:  Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади».Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

 

Игра «Путаница»

Ход игры:  Ребенку предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.

 

Игра «Солнышко»

Ход игры:  Лошкольнику предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

 

Игра «Лицом друг к другу»

Ход игры:  Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т. д.

 

Игра «Что справа от меня?»

Ход игры:  Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления “слева”, “спереди” и “сзади”.

 

Игра «Наша комната»

Ход игры:  В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то что будет справа? слева?». И т.д.

 

Игра «Собираем урожай».

Ход игры: Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста», «левее, чем морковь».

 

 

 

 

Игра «Наоборот»

Ход игры: Игра с мячом. Взрослый говорит: – Над окном. Ребенок: – Под окном. К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – … Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.

 

Игра «Что изменилось?»

 Ход игры: Перед ребенком на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Взрослый предлагает  посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем ребенок закрывает глаза.

Вариант 1: взрослый убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: взрослый меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

 

Игра «Капризный фотограф»

Ход игры: Понадобятся игрушки. Ведущий (фотограф), желая сделать снимок, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить игрушки: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д.

Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу слева от лисы».

Модификация  задания: ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя».  Взрослый его проверяет.

 

Игра «Назови соседей»

Ход игры: Необходим лист бумаги с расположенными на нем изображениями разных предметов.

Вариант 1: Взрослый просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: Взрослый просит назвать или показать предмет, который  находится: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.

 

Игра «Лабиринт»

Ход игры:  Необходим лист бумаги с изображенным на нем лабиринтом, на котором   стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, ребенок может себя проверить: взрослый этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно

 

Игра «Геометрический диктант»

Ход игры: Необходим лист бумаги и набор геометрических фигур. Родитель даёт инструкции, например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д.

 

Игра «Расскажи про свой узор»

Ход игры: У ребенка лист бумаги с изображенным на нем узором. Дошкольник должен рассказать, где расположены элементы узора: в левом нижнем углу – треугольник, в правом верхнем углу круг и т. д.

 

Игра «Художник»

Ход игры: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на листе бумаги. Ребенок выполняет задание взрослого, после чего меняется с ним ролями.

Например, взрослый просит изобразить солнышко в правом верхнем углу листа, а цветок - в левом нижнем и т.д.

 

          Будьте позитивны. Как бы  не  было  трудно  в  процессе  обучения,  верьте  сами  и  вселяйте  уверенность  в  своего ребёнка, что все трудности преодолимы! Желаем вам успехов!