Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

ЧТО ТАКОЕ ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА? ЗАЧЕМ ЕЁ ТРЕНИРОВАТЬ?

ЧТО ТАКОЕ ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА? ЗАЧЕМ ЕЁ ТРЕНИРОВАТЬ?


          Мы живем в условиях гравитации. Связь нашего тела с гравитацией обеспечивает вестибулярная система. Когда все работает нормально, мы не задумываемся о воздействии на нас этой невидимой силы. Если же вестибулярная система взрослого человека в результате болезни или травмы повреждается, то наступает полная дезориентация. Человек не только не может читать и писать, он не способен оторвать головы от подушки.
          Способность вестибулярного аппарата реагировать на гравитацию и движения головы формируется еще во внутриутробной жизни. Вестибулярная система помогает малышу перевернуться вниз головой перед родами и родиться без травм. Если этого не происходит, то, возможно, вестибулярная система ребенка по каким-то причинам не успела созреть.
          Благодаря работе вестибулярной системы малыш всегда знает, где верх, где низ (даже с закрытыми глазами). Вестибулярная система является фундаментом для способности ребенка к обучению. Она выполняет две очень важные для развития ребенка функции:
 

- Регуляция мышечного тонуса


- Контроль автоматических движений глаз

 

          Мышечный тонус необходим, чтобы научиться удерживать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, а затем ходить. Задержки в двигательном развитии могут быть признаком задержки в развитии вестибулярной системы. Все моторное развитие малыша – это борьба с гравитацией, поэтому каждый этап двигательного развития важен. 

          В школе можно встретить учеников,  которые «растекаются» по парте. Это дети, у которых вестибулярная система так и не достигла необходимого уровня функциональной зрелости. Возможно, они чуть позже, чем ровесники, начали ходить, плохо жевали твердую пищу, у них были (или есть) проблемы со звукопроизношением.
          Когда космонавты впервые оказались в условиях невесомости (то есть в условиях минимального воздействия гравитации), оказалось, что в первые дни им было очень сложно выполнять какие-то интеллектуальные задачи. Возникали различные зрительные иллюзии, могла нарушиться способность писать. Это связано с тем, что у вестибулярного аппарата и мышц, которые управляют движениями глаз, очень тесная связь. Без гравитации этот механизм не может работать полноценно.
          Школьник, у которого снижена чувствительность вестибулярного аппарата, оказывается в похожей ситуации. Движения его головы и глазных яблок не синхронизированы, как в невесомости. Например, он списывает какое-то задание с доски в тетрадь, поднимая и опуская голову. Если вестибулярная система не выполняет свою функцию, ребенок теряет строку и в тетради, и на доске, буквы начинают расплываться. При этом окулист не находит никаких проблем со зрением.

          Если  ребенок испытывает  приступы тошноты  во время движения в транспорте –  это результат конфликта между зрительной и вестибулярной системами. До 12 лет считается нормой.

          Вестибулярная система не работает сама по себе. Параллельно в мозг всегда поступают сигналы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий. Осуществляется контроль за положением тела. Пока эта задача не решена, мозг не будет заниматься ничем другим: ни слушать объяснения учителя, ни запоминать таблицу умножения и т. д. Сначала мозг должен убедиться в том, что тело не падает и выстроить внутри него воображаемую вертикальную линию, которая соответствует вертикали гравитации.

          Так как эта задача самая главная, мозг пытается ее решить любой ценой. Заставляет тело совершать избыточные движения. Тогда о ребенке говорят, что он гиперактивный. На самом деле, чаще всего у него гипочувствительная вестибулярная система. Ребенок не может заниматься интеллектуальной работой, когда его тело неподвижно.

          Вестибулярный аппарат находится в голове, во внутреннем ухе и очень сложно устроен. С каждой стороны пять органов, которые реагируют на разные положения движения головы. Незначительные дисфункции в работе вестибулярной системы могут выявить только диагностические приборы. Результаты исследований показали, что более чем у 85% детей со школьными трудностями, нарушениями речи и другими отклонениями развития снижена чувствительность вестибулярной системы. Отсюда проблемы с вниманием, мышечным тонусом и даже с памятью. В первую очередь мозг всегда решает задачу, «где я нахожусь», все остальные - откладываются до лучших времен.

          Почему это стало такой распространенной проблемой среди современных детей и что делать?

          Наш мозг устроен очень эффективно: развивается то, чем мы пользуемся. Вестибулярная система развивается тогда, когда мы двигаемся. Сейчас дети двигаются значительно меньше, чем 30 лет назад. И дело не только в тренировках в спортивных секциях, а в свободном движении, дворовых играх, прогулках с родителями в парке. Если ребенок бегает, прыгает, катается с горки, на качелях или просто быстро ходит, он тренирует свой вестибулярный аппарат. Обычному человеку также необходима достаточная физическая нагрузка для поддержания вестибулярного аппарата в рабочем состоянии.
          Ребенок будет хорошо учиться, если в его жизни ежедневно присутствуют 3 часа двигательной активности. Это необходимое условие как для развития вестибулярной системы, так  и для нормального функционирования организма ребенка.