Как научить ребёнка правильно держать карандаш?
Учитель-логопед Нестерова И.В.
Неправильное положение ручки или карандаша влияет не только на будущий почерк, осанку и зрение (при неверном захвате дошкольники низко наклоняются над тетрадью), но и на выполнение заданий.
Когда ручка не лежит в руке, как нужно, дети быстрее устают в процессе письма, что очень влияет на скорость решения упражнений. Чтобы этого избежать, необходимо заранее учить детей правильно держать пишущие предметы: ручку, карандаш, фломастеры и т.п.
Когда учить?
Многие родители считают, что учить ребёнка правильно держать ручку или карандаш надо в 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе.
Но это не так. Уже в 2,5-3 года дети готовы впервые взять карандаш и начать выводить заветные линии. И чем раньше малыши научатся держать пишущий предмет правильно, тем лучше закрепится навык. Если же захват сформировался неверно, то переучить ребёнка будет сложнее.
Как правильно держать ручку?
Есть немало эффективных способов обучить ребёнка правильно держать ручку. Вы можете выбрать один и следовать только ему, а можете применять их вместе или чередовать.
“Ручка сладко спит”
Представьте вместе с ребёнком, что средний палец – это удобная кровать, а ручка устала. Давай уложим её спать? Положим на кроватку (средний пальчик), дадим мягкую подушку (большой), укроем “одеялом” (указательный). Затем можно начинать писать! Этот игровой метод очень нравится дошкольникам, так как они любят фантазировать.
“Прямо в точку”
Этот способ перекликается с предыдущим, потому что упор идёт на средний пальчик ребёнка. Нарисуйте на нём жирную точку и объясните малышу, что именно сюда нужно положить ручку и зажать её двумя пальчиками (большим и указательным). Такую же точку или линию можно нарисовать на самом пишущем предмете, указав, что ниже линии опускать и поднимать ручку или карандаш нельзя.
Трёхгранные карандаши и тренажёры-насадки
Специальные трёхгранные ручки и карандаши помогают постановке пальцев при рисовании и письме. Такие насадки с рыбками, птичками и дельфинами имеют небольшие углубления для пальцев, потому взять их неверно практически невозможно.
Метод “Пинцет”
Дошкольник берёт ручку или карандаш за кончик тремя пальчиками (большим, указательным и средним) и ставит вертикально на стол, упирая в твёрдую поверхность. Затем скользит ими вниз почти до самого конца. По мере движения пальцы ребёнка примут нужное положение без всякого труда! Можно приступать к рисованию или тренировке навыков письма.
Метод “Салфетка”
Возьмите небольшой кусочек ваты или салфетки и попросите малыша зажать его между безымянным пальцем, мизинцем и ладошкой. Затем оставшимися тремя пальцами дошкольник берёт ручку или карандаш. Важно, чтобы салфетка оставалась на месте! Пока она в ладошке, дошкольник будет правильно держать пишущий предмет.
Если ребёнок левша?
Для детей-левшей подходят те же способы, но с небольшими изменениями:
- Ребёнок держит карандаш на 3,5 см выше, чем это делает дошкольник-правша.
- Левше не следует чрезмерно давить на ручку или карандаш указательным пальцем, движения должны быть плавными.
- Выбирайте канцтовары именно для детей-левшей, они удобнее.