Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Консультация "ВЛИЯНИЕ  ТЕЛЕ,  ВИДЕО  И  КОМПЬЮТЕРНОЙ  ИНФОРМАЦИИ  НА  ЗДОРОВЬЕ  И  РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ" Учитель -логопед И.В.Кондрашина

ВЛИЯНИЕ  ТЕЛЕ,  ВИДЕО  И  КОМПЬЮТЕРНОЙ  ИНФОРМАЦИИ  НА  ЗДОРОВЬЕ  И  РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ

 

 

          В последние годы происходит широкое распространение и очень раннее знакомство детей с различными электронными устройствами (телевизорами, компьютерами, мобильными телефонами, электронными  игрушками). Родители считают их цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей. Эта позиция подкрепляется ещё и тем, что электронные устройства, занимая внимание детей, позволяют родителям освободить время для работы и личной жизни.

           Замещение человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляет серьёзную опасность, т.к. нарушает нормальный процесс психического, социального, культурного и духовного развития детей. Активное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывает серьёзный отпечаток на развитие современного ребенка,  оказывает большое влияние на его воспитательное пространство.   Компьютер и  телевизор  являются причиной изменения структуры досуга дошкольников.  

          Наблюдения за детьми, в жизни которых постоянно присутствуют различные электронные устройства, позволили выявить некоторые особенности в их развитии. К ним относятся неадекватные эмоциональные реакции в поведении, агрессия по отношению к сверстникам, низкий уровень  эмпатийности (способности к сопереживанию), а также  недостаточное развитие речевых навыков.

          Отказаться от использования информационных технологий в современной жизни невозможно, т.к. они активно применяются во всех сферах жизни человека, но можно направить их использование в правильное русло, не дать ребёнку стать зависимым от них.
           Человек усваивает язык в первую очередь от родителей в  процессе  общения.  Современные родители слишком заняты, они и сами пользуются речью нечасто.  Их речь не соответствует нормам литературного языка или ограничена бытовой лексикой, нередко им вообще не о чем поговорить друг с другом. Ребёнок, с младенчества окружённый электронными игрушками, телевизорами, «планшетами», мобильными телефонами, лишённый  живого  общения,  взрослея, будет молчать.  Семейные разговоры оказываются совсем невозможными, если молодые  родители  также увлечены  гаджетами. Поэтому  целесообразно  напомнить,  что  речь детей, регулярно играющих в компьютерные игры и смотрящих телевизор, отличается следующими качествами: 

 

-   дети задают поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам

-   на  вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы

-   речь как способ общения остается примитивной

-   снижение способности выделять главный смысл прочитанного текста

-   при устном общении ребёнок не проявляет творчество,  фантазию,  чаще у

    пользуется  стандартными  зрительными  образами и ассоциациями

          Родителям не стоит забывать, что чрезмерное увлечение ребёнка компьютером сказывается  и на общем здоровье. Это может проявляться в следующем:

-   ухудшение зрения

-   повышение утомляемости

-   появление головных болей

-   искривление позвоночника, приобретение сколиоза

-   появление болей в спине, шее, плечах и пояснице

-   болезненные ощущения в пальцах рук

-   появление нервозности, нарушения сна

 

          Электронные устройства препятствуют не только формированию речи и артикуляции. Они блокируют  спонтанные  творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств.  Дошкольникам становится скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты для игр.  Дети не  стремятся к  созданию собственного воображаемого мира, лишая  себя  детства.

          Задача  родителей  -  не  дать  сформироваться  компьютерной  зависимости  у  своих  детей. Необходимо  показать  маленькому  члену  семьи,   что существует масса интересных весёлых и полезных способов свободного времяпрепровождения.  В  первую  очередь это различные двигательные активности,  которые позволяют пережить острые ощущения, а также тренируют тело и нормализуют психоэмоциональное состояние ребенка.    

           Родители должны регулировать отношения дошкольника с электронными устройствами. Экран не должен заменять ребёнку  бабушкины  сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не  игрушкой.

 

-   непрерывная продолжительность использования электронных устройств для

     детей 5 лет не должна превышать 7 минут, для детей 6 лет – 10 минут

-   компьютерные игровые занятия следует проводить не чаще двух-трёх раз в

    неделю

-   после занятий следует проводить гимнастику для глаз

-   стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника

    должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз

     ребенка приходился на центр экрана

 

          Если нет возможности установить рабочее место в соответствии с возрастом ребёнка, то можно отрегулировать высоту стула подушками.

          Пользу  принесут обучающие и развивающие компьютерные игры, тщательно подобранные с учётом возраста ребёнка. Они  научат детей преодолевать трудности, концентрировать внимание на  выполнении  учебной  задачи, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
          Самое главное в  использовании электронных устройств – это подготовка ребёнка к жизни в информационном  поле,  обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.

 Желаю Вам превратить электронные устройства  в верных союзников ребёнка!

 

                                                                           Учитель-логопед  Кондрашина И.В.