Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенок с трудом запоминает буквы, не смотря на регулярные занятия и усилия. Он путает их, забывает, не может правильно написать или узнать их в тексте. Такие трудности могут быть совершенно нормальным этапом развития или указывать на необходимость целенаправленной работы над определенными когнитивными функциями, а не на отсутствие способностей у ребенка. Простое заучивание в таких случаях действительно оказывается неэффективным.
ОБРАЗ БУКВЫ НЕ ТОЛЬКО КАРТИНКА
Для взрослого человека буква – это простой символ, который мгновенно вызывает в сознании связанный с ним звук, моторный образ написания, и имеет четкое значение в слове. Но для мозга ребенка этот образ еще только формируется. Он не просто зрительный, он многомерный:
Зрительный - как буква выглядит.
Слуховой (Фонематический) – какой звук она обозначает.
Моторный (Кинестетический) – как чувствуется движение руки при написании.
Тактильный – как ощущается буква при касании (гладкая, шершавая, объемная).
Смысловой – в каких словах встречается, с чем ассоциируется.
На начальном этапе изучения все эти компоненты еще не связаны прочными нейронными связями. Ребенок может видеть букву, но не слышать ее звук, или слышать звук, но не соотносить его с правильным символом. Особенно часто путаются буквы, похожие по написанию или по звучанию (звонкие – глухие, свистящие – шипящие). Гласные буквы, как правило, усваиваются быстрее, потому что встречаются чаще, их артикуляция более проста и стабильна.
Если процесс идет с трудом, это может говорить о незрелости или недостаточном взаимодействии определенных зон мозга, отвечающих за эти компоненты. К счастью, мозг ребенка очень пластичен, и нужные связи можно укрепить, воздействуя на эти функции целенаправленно.
Развиваем функции, лежащие в основе грамотности
Вместо того чтобы бесконечно повторять одно и тоже, необходимо работать над базовыми навыками, которые необходимы для успешного освоения чтения и письма.
1. Формирование тактильного и кинестетического образа буквы.
Мозг лучше запоминает информацию, которая поступает по разным каналам. Когда ребенок не только видит и слышит букву, но и чувствует ее форму, в процесс включаются сомато сенсорная и моторная кора головного мозга. Это создает более надежный след в памяти.
Как это делать?
- Обводите буквы: Пальцем по крупным контурным буквам, вырезанным из наждачной бумаги или бархата. Попробуйте обводить буквы на подносе с песком, манкой, крупой или даже с пеной для бритья. Это дает яркие тактильные ощущения.
- Лепите и выкладывайте: Используйте пластилин, тесто, счетные палочки, спички, фасоль, горох, шнурки, проволоку. Создание буквы из разных материалов задействует мелкую моторику и пространственное мышление.
- Пишите в воздухе или на спине: Это активизирует кинестетические ощущения. Ребенок может «писать» крупную букву всей рукой, или вы можете «писать» ее пальцем на его спине, предлагая угадать.
- Используйте ассоциации: Придумайте, на что похожа буква. Ассоциации создают дополнительные «крючки» в памяти, связывая новый, абстрактный символ с уже знакомыми образами.
2. Развитие представлений о букве и зрительного анализа.
На основе богатого чувственного опыта формируется внутреннее представление о букве - ее ментальный образ. Этот образ должен быть гибким, чтобы ребенок мог узнать букву, написанную разными шрифтами, размерами, цветами, и выделять ее в тексте.
Как это делать?
- Игры с разными шрифтами и размерами: Распечатайте одну и ту же букву разными шрифтами, большими и маленькими. Предложите найти все буквы «А» на листе.
- Поиск буквы в тексте: Используйте старые газеты, журналы или специально распечатанные тексты. Задача – найти и обвести или зачеркнуть все заданные буквы. Начинайте с поиска одной буквы, затем ищите две разные буквы одновременно разными цветами.
- Раскрашивание и дорисовывание: Раскрашивание букв помогает закрепить их форму. Дорисовывание недостающих элементов развивает зрительный анализ и синтез.
- Превращение буквы в рисунок: Это творческое задание, которое требует внимательно рассмотреть форму буквы и придумать, как ее дополнить, чтобы получился узнаваемый предмет (Ж — жук, З — змея, О — обруч).
- Разрезные буквы (пазлы): Соберите букву из 2 -3 частей. Это развивает понимание целого и частей, зрительно — моторную координацию.
3. Развитие фонематического слуха.
Буква — это графический образ звука. Если ребенок не различает звуки речи на слух, ему будет очень сложно соотнести их с буквами и, как следствие, научиться читать и писать. Особенно это касается акустически близких звуков (свистящие — шипящие, звонкие — глухие, твердые — мягкие). Фонематический слух формируется в слуховой коре головного мозга и тесно связан с языковыми центрами.
Как это делать?
- Слушайте звуки: Учите ребенка выделять первый звук в слове. Произносите звуки четко, утрированно. Важно произносить именно звуки, а не названия букв (не «БЭ», а «Б»).
- Находите слова на заданный звук: «Придумай слово, которое начинается на звук М».
- Определяйте позицию звука: «Где ты слышишь звук Ш в слове «МАШИНА»? В начале, середине или конце?
- Различайте похожие звуки в слове: Игра «Поймай звук»: взрослый произносит ряд звуков: Б, П, М, П, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук «П». Аналогично со слогами (БА – ПА – МА - ПА) и словами (ДОМ — ТОМ, КОЗА — КОСА, ПОЧКА — БОЧКА). Используйте картинки: покажи, где «ДОМ», а где «ТОМ».
4. Развитие зрительной памяти.
Способность запоминать зрительные образы важна для узнавания букв, слов и даже целых предложений. Ребенок должен удерживать в памяти образ буквы, чтобы потом воспроизвести его при письме или узнать в тексте.
Как это делать?
- Игры «Что изменилось?»: Разложите перед ребенком несколько букв или картинок, дайте запомнить затем попросите закрыть глаза и уберите, добавьте или поменяйте местами один элемент.
- Запоминание последовательности: Выложите ряд из 3-4 букв или предметов, попросите ребенка повторить последовательность
- Воспроизведение по образцу: Предложите ребенку посмотреть на фигуру, сложенную из счетных палочек, запомнить ее, а затем сложить такую же по памяти.
5. Развитие зрительно – пространственной функции.
Ориентация в пространстве – это фундаментальный навык, который напрямую влияет на понимание расположения букв на строке, их элементов, относительно друг друга, а также на различение букв – зеркальных отражений (Письменных б-д, п- т, З –Э). Эта функция связана с работой теменных долей мозга.
Как это делать?
- Изучение частей тела и пространственных предлогов: Учите ребенка показывать, где у него «верх», «низ», «справа», «слева», «между», «над», «под». Начинайте с собственного тела, затем переходите к телу взрослого, а потом к предметам в комнате. «Положи кубик НА стол», «Посади зайчика ПОД стул», «Где мячик? СПРАВА от коробки»
- Копирование и воспроизведение фигур: Складывайте с ребенком фигуры из палочек по образцу, а затем по памяти. Это тренирует пространственный анализ и синтез.
- Графические диктанты: Рисование по клеточкам по словесной инструкции («одна клетка вправо, две вверх, одна влево…») отлично развивает пространственное мышление, внимание и умение следовать правилам.
Трудности с запоминанием букв – это не приговор. В большинстве случаев они говорят о том, что ребенку просто нужна дополнительная помощь в формировании базовых когнитивных навыков, которые являются фундаментом для успешного обучения чтению и письму, Используя мультисенсорный подход, предлагая разнообразные игровые упражнения на развитие тактильного восприятия, зрительного анализа, фонематического слуха, памяти и пространственных представлений, вы не только поможете ребенку освоить буквы, но и всесторонне разовьете его мозг. Будьте терпеливы, поощряйте даже маленькие успехи, и процесс обучения станет для ребенка интересным и радостным. Если трудности сохраняются, обязательно проконсультируйтесь со специалистами – логопедом, психологом, которые смогут провести более глубокую диагностику и составить индивидуальную программу коррекции