Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

   Последовательность появления звуков у детей

 

Возраст

Звуки

1 –2

А   О   Э   П   Б   М

2 –3

Ы   И   У   Х   Ф   В   Т   Д   Н   К   Г   й

3 –4

С  З  Ц   Ш  Ж  Ч  Щ

4 –5

Л   Р

 

Во сколько лет лучше обращаться к логопеду?

 

Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более10 - 15).

Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’]. Если у Вашего ребенка ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте.

Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы, нёба – в любом возрасте.

Если у Вас нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.

Если у Ваших родственников случился инсульт или произошла черепно- мозговая травма, то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

 

Говорите с ребенком правильно!

          Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.

Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя

«подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, слова, недоступные  для понимания, слова, сложные в слоговом отношении.

            Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки,  не следует смеяться  и передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс их формирования еще незакончен.

         Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

 

Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы

 

         Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга, т. е. способность быстро и легко образовывать новые нейронные связи и  преодолевать последствия различных нарушений в работе мозга.  Этим объясняется  повышенная подражательность у детей речи взрослых и легко протекающая переделка дефектных звуков.  Пластичность детского мозга позволяет преодолевать несовершенства речи  путем педагогического воздействия (упражнения, повторения).  Однако при этом необходимо учитывать быструю утомляемость маленьких детей.
  2. Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и тем самым достигают  быстрых результатов.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяя их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими.

      Дети любят занятия над улучшением своей речи, особенно над чистотой произношения, проявляют большой интерес и настойчивость, следят друг за другом, подсказывают друг другу звуки или требуемые положения языка, губ. Они охотно  подмечают различия в звуковом составе слова, заучивают наизусть. Овладев правильным произношением того или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться, становятся более общительными.

 

Правила для родителей:

          Верьте в силы ребенка! Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним! Обучайте в игре. Умейте выслушать ребенка.

          Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).

          Следите за звукопроизношением ребенка в быту, ненавязчиво поправляя его.  

          Подключайте к контролю  за звукопроизношением дошкольника родных и близких людей. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.

          Учите с детьми стихи, читайте – это тоже логопедические занятия, они способствуют развитию речи детей.

            Хвалите ребенка за правильно и красиво произнесённые звуки.

Развивайте  мелкую  моторику

 

          Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает  огромные  трудности при  овладении речью, причём не только

 

звукопроизношением,  но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи,  а, впоследствии, и при обучении в школе.

        Конечно, существуют специальные упражнения для развития мелкой моторики, но и обычные повседневные дела  помогут вашему ребёнку.

    Хорошо, если он научится сам завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы, работать ножницами и т.д. Всё это делает пальчики более ловкими.

    Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Сначала попробуйте сами сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а  потом предложите сделать это своему малышу.

  В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.

Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров.

 

        Речевое развитие  неотделимо от умственного, психического и физического развития детей. В дошкольном возрасте важно, чтобы все эти процессы проходили гармонично и в соответствии с возрастными нормами. Следите за тем, как растёт и развивается Ваш ребёнок, помогайте ему преодолевать трудности. Будьте позитивны, терпеливы и результат не заставит себя ждать!

 

                                                                                           

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.