В последнее время очень много родителей, которые в 4 (ЧЕ-ТЫ-РЕ!) года водят ребенка на подготовку к школе, туда, где школьные стены, парты и будущие первоклассники...
Да, родители, считающие, что основная забота ответственного родителя дошкольника - как можно раньше подготовить его к школе, уже (увы) не редкость.
Чтение сказок перед сном, прогулки, поиск ответов на бесконечные: "а это что?", "а почему?", "а что будет если?" и т.п. - это я понимаю - подготовка. Это ведь и расширение кругозора и развитие познавательного интереса.
НО почему-то сейчас престижно водить на курсы. На курсы, где учат долго сидеть, быстро складывать и бегло считать.
А что вы делали в свои четыре и даже пять? Играли? Много бегали на улице? Лепили из пластилина? Собирали новую модель самолета из железного конструктора?
И правильно делали. Именно постоянное движение, любопытство, экспериментирование с песком, водой и всем, что вокруг - источник развития дошколенка.
Главная задача детства, неотъемлемая и невосполнимая позже – наиграться. В свободной неструктурированной игре формируются все необходимые функции, навыки и умения.
Хотите примеров? Пожалуйста.
Игры с мячом: развиваем произвольное внимание, концентрацию (за мячом надо следить), координацию и ловкость (без которых потом трудно понимать геометрию, да и остальные точные науки). Если это игра с правилами, а не просто беготня, то ребенок приучается соблюдать очередь, считаться с партнерами, следовать жёстким правилам. Вы видите, что это все как раз список «трудного поведения», при котором первоклашкам ставят СДВГ и сажают на транквилизаторы? Неусидчивый, выкрикивает с места, задирается, не может высидеть урок. … Так он не набегался, не напрыгался, его раньше времени посадили за парту.
Салки, прятки, всевозможные «Штандерт-стоп» и казаки-разбойники. То же самое: подчинение правилам, умение переживать проигрыш («Он вообще не умеет проигрывать, как его на олимпиаду отправлять, он же там истерику закатит!». Ага, а я же говорила вам: не надо водить на развивалки, пусть в сад ходит, единственный ребенок на шесть человек взрослых.)
Бесконечные Лего и прочие кубики. Пространственное мышление, понимание основных законов механики, состав числа (сколько надо маленьких деталек, чтобы заменить одну длинную балку? А почему вот этой дуги не хватает, чтобы соединить два конца?). Умение вести проект, доделывать до конца, держать фокус, сотрудничать. Самое главное, на отсутствие чего потом жалуются родители: умение создать в голове образ, придумывать и сочинять.
Любые карточные игры, «ходилки», лото: произвольное внимание, концентрация, предвидение, стратегия. И быстрый счет в уме.
Куличики, строительство тоннелей в песочнице, взрывы в грязи и швыряние камнями в забор. Физические свойства материи, тактильные ощущения, погружение в себя, умение фантазировать.
И все это вы хотите заменить сидением за партой и рисованием квадратиков по клеточкам? Ни мозг, ни психика, ни тело ребенка не предназначены для этого!
Да, конечно, можно и нужно знакомить детей с буквами, желательно – на подручных предметах, между делом, в игре и прогулке. Учиться читать по вывескам, как Маяковский. Но не требовать, чтобы к школе он сам читал толстые книги. Это все придет позже, в свое время.
Дочитали? Берем детей подмышку – и на площадку!