«Особый» ребёнок дошкольного возраста знакомится с миром через действия, которые он совершает с окружающими предметами. Эти действия ложатся в основу развития мышления. Старайтесь, чтобы деятельность Вашего ребенка была насыщенной и разнообразной. Всё, что происходит вокруг, становится источником информации, обобщается и используется им. Для ребёнка основные формы получения знаний – это игра и участие в бытовых делах и только потом - специально организованная деятельность.
Как организовать рабочее место?
Важно научить ребёнка заниматься за столом. Для этого выбирайте такие виды деятельности, которые действительно требуют позы, сидя за столом. Вы можете всей семьей играть за столом в лото, рисовать или лепить, а вот строить дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.
Если у ребёнка нет детского стола, позаботьтесь о том, чтобы он правильно сидел за большим столом: поставьте скамеечку ему под ноги, убедитесь, что столешница находится примерно на уровне его груди. Сидеть ребёнок должен так, чтобы ему было удобно, он мог слышать инструкцию и видеть Ваши жесты и действия.
Как правильно давать инструкцию?
Инструкция, которую Вы даёте ребёнку, должна соответствовать его уровню понимания речи. Она должна быть короткой и чёткой, пошаговой. Говорить нужно медленно, подкрепляя свои слова жестами. Иногда вместо словесной инструкции можно показать ребёнку, что он должен сделать. Обязательно выдержите паузу, давая ребёнку возможность подумать и ответить. Не торопите его!!! Подсказка, предложенная ребёнку, когда он еще не успел «додумать», часто только сбивает его.
Если ребёнок не справляется с заданием самостоятельно, помогите ему сконцентрировать внимание на нужном действии. Если этого оказывается недостаточно, помогите ребёнку в выполнении правильного действия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом случае постарайтесь, чтобы задание было закончено.
Каковы условия проведения совместной деятельности?
- Самое первое условие - эти задания должны нравиться вам самим.
- Необходимо использовать собственную мотивацию ребёнка.
- Хвалите ребёнка за правильно выполненное задание. Если у него что-то не получается, похвалите его за попытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал», и помочь ему доделать до конца.
- Избегайте негативной оценки действий ребёнка, что приведёт к появлению у него ощущения «неуспешности».
- Если ребёнок проявляет негативизм: бросает игрушки, картинки, отворачивается, это сигнал, что задания или форма, в которой они предлагаются, не соответствуют уровню развития ребёнка. В таком случае нужно попытаться понять, что именно вызывает трудности, и предложить ребёнку более простые задания. Постарайтесь изменить саму форму совместной деятельности. Поняв, что играть с вами интересно, ребёнок через некоторое время согласиться вернуться к занятиям за столом.
Как обучать ребёнка в быту?
Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорного опыта ребёнка необходимо включать в различные виды деятельности, которыми занимаются другие члены семьи. Мытьё полов способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья руками, мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки двуручной деятельности и позволяют ребёнку получать новые сенсорные ощущения. Очень полезно предлагать ребёнку лепить из теста пирожки, носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в огороде и т.д.
Ребёнок может помогать Вам, выполняя отдельные поручения или подражания вашим действиям. Например, когда Вы готовите салат, можно попросить ребёнка достать миску и поставить её на стол. А затем дать одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные овощи и зелень вместе с Вами.
Просьбы, с которыми Вы обращаетесь к ребёнку, должны быть простыми, но разнообразными. Обсуждайте с ними всё, что Вы делаете.
Ребёнок должен не просто научиться выполнять отдельные хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его за то, что он сделал, а также за попытки помочь Вам.
Спасибо за желание сотрудничать.