Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Вопрос: Нужна ли математическая подготовка детям с  ЗПР?

 

Ответ: Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями, умениями является немаловажным фактором его социализации. Математическая подготовка детей с отклонениями в развитии имеет практическую важность, поскольку человеку в жизни приходится осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.

 

Вопрос: Что лежит в основе познания детьми количественной стороны действительности?

Ответ: В основе лежат сенсорные процессы. В раннем возрасте идет накопление опыта восприятия разных качеств предметов (цвет, форма, величина) и количества предметов, звуков, движений. Первые математические представления формируются у детей на основе практической деятельности с множествами (умение отличать один предмет от группы предметов, дифференцировать «много», « мало», выделять заданный признак количества).

 

Вопрос: Отличается ли развитие детей с ЗПР от развития нормальных детей?

Ответ: Конечно, да, ведь пропедевтический период упущен в жизни ребенка с ЗПР. У всех малышей, отстающих в развитии, наблюдается пониженный интерес к окружающему, безразличие, инертность; отсутствие внимания к игрушкам и другим предметам ближайшего окружения; поздно появляются первые действия с предметами – хватание и манипуляции, что тесно связано с развитием восприятия.

Их действия с предметами стереотипны, нецеленаправленны (стучат игрушками об пол, грызут их, раскидываю по комнате). Дети не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их. Сенсорный и практический опыт не накапливается, что затрудняет или делает невозможным усвоение математических представлений.

 

Вопрос: Каковы причины, задерживающие формирование представлений о количестве у дошкольников с ЗПР

Ответ: В первую очередь, это  инертность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий. Это и  снижение интереса к окружающему, низкий уровень ориентировочной деятельности; недоразвитие моторики, ограничение практического чувственного опыта; несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта; позднее развитие речи (бедность словаря, трудности в формулировании собственных высказываний, непонимание обращенной речи).

 

Вопрос: Как ведется работа по развитию количественных представлений и усвоения счета в дошкольном периоде?

Ответ: В работе можно выделить ряд последовательных этапов.

1. Подбор и группировка предметов по определенному качественному признаку.

2. Формирование представлений один – много, много – мало.

3.Составление упорядоченного ряда (чередование и сериация предметов по качественному признаку).

4. Сопоставление множеств. Установление отношений больше, меньше, поровну.

5. Преобразование дискретных множеств, изменяющих количество предметов.

6. Преобразование непрерывных множеств, сохраняющих количество предметов.

7. Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.

 

Вопрос: Совпадают ли эти этапы развития количественных представлений и усвоения счета у нормально развивающихся детей и дошкольников с задержкой в развитии?

Ответ: Этапы  развития во многом сходны, но отличие в темпе  усвоения математических знаний. То, что характерно для нормально развивающегося ребенка в 3 года, для  детей с ЗПР (при специальном обучении) становится доступным в 4-5 лет (сравнение предметов по количеству: один – много, много – мало и др.); то, чем свободно владеют нормально развивающиеся дошкольники в 6 лет, дети с отклонениями в развитии начинают осваивать к 6-8 годам (оперирование числовым рядом в пределах 5-10, выполнение арифметических действий и пр.).

 

Вопрос: Значит, отличие только в темпе усвоения?

Ответ: Не только в отставании по срокам развития, суть в качественных различиях. Математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития. На первом плане слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических заданий. У детей этой категории нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность и косность мышления. Затруднения в мыслительных операциях приводят к тому, что непосредственное, конкретное восприятие доминирует, препятствуя усвоению элементарных математических представлений. Отмечается большая зависимость количественных представлений от ярких качественных характеристик и пространственного расположения предметов. Затруднен перенос имеющихся знаний и умений в новые условия.

 

Вопрос: Как проходит организация работы по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР  в детском саду?

Ответ: Основная форма работы – обучение детей на занятиях и индивидуальная работа.

При построении занятия необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с отклонениями в развитии: смена видов деятельности; повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия; игровая форма обучения.

Прочное усвоение знаний обеспечивается повторением изучаемого материала. Этим детям требуется значительно большее количество повторений, чем их сверстникам с нормальным интеллектом. Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях, при смене наглядного материала, варьирования приемов работы. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными. Важным условием организации занятий является их игровая форма, она помогает заинтересовать детей, создать положительное эмоциональное отношение к выполнению заданий.

Вопрос: Какие методы и приемы обучения применяются?

Ответ: Ввиду особенностей психического развития дошкольников с нарушением развития, все обучение носит наглядно-практический характер, то есть ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

Наиболее эффективными методами обучения являются совместные действия педагога,  подражание действиям педагога и действия по образцу.

Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, т.к. четкие представления формируются только тогда, когда увиденное и воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если речь ребенка не развита, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, интонация. В процессе обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствуют точности восприятия, рука учит глаз. Тактильно-двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Широко используются такие практические приемы сравнения как наложение и приложение. Занятия начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, прихода «гостей», используются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.

  Таким образом, учитывая особенности дошкольников, имеющих некоторое отставание в развитии, необходимо организовать коррекционно-развивающее обучение, направленное на восполнение пробелов в  дошкольном математическом развитии.

 

 

Список литературы:

1. Ахметова Д.З., Игнатьев Д.З. Работа с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015.

2. .Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.

3. Гороховцева Л. А. Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста //Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017.

4. Методика Воскобовича. Сайт раннее развитие дошкольников.                                                       URL: http://www.razumniki.ru/voskobovich.html.

5. Рискова Н.Н., Безусова Т.А. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр В.В. Воскобовича // Студенческий: электрон. научн. журн. № 5, 2018.