Современные дети - дошкольники испытывают повышенную психическую и физическую нагрузку из-за большого потока информации, частых простудных заболеваний, посещений различных кружков и спортивных секций, что отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка. Большинству детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. У дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Это приводит к тому, что организм ребенка начинает уставать и появляется потребность в расслаблении, снятии напряжения. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. Для этого педагогами применяется нетрадиционный способ оздоровления дошкольников – релаксация.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Дети выполняют упражнения, не просто подражая педагогу, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Это помогает снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя.
Релаксация является простым методом, поскольку овладеть им довольно легко — для этого не требуется специального образования. Но есть одно условие — мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Эффективным методом релаксации могут выступать дыхательные упражнения. Глубокое спокойное дыхание приводит к расслаблению, насыщает мозг кислородом, способствует снятию мышечного, эмоционального и интеллектуального напряжения.
Медитации - визуализации можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста. Свойственная данному возрасту буйная фантазия и интерес ко всему необычному помогает ребенку в медитации отреагировать негативные переживания, зарядится положительными эмоциями на весь день (игры с песком, водой).
Мышечное расслабление всего тела или групп отдельных мышц также является методом релаксации. Активная умственная деятельность детей создает излишнее возбуждение в нервной системе ребенка, которое ведет к напряжению мышц тела, в результате чего образуются "мышечные зажимы". "Мышечные зажимы" нарушают процессы кровообращения и обмена веществ, что приводит к возникновению психосоматических заболеваний — головным болям, болям в желудке, нарушениям сердечно - сосудистой деятельности.
В результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.
Еще один из способов релаксации приемлемый в использовании для детей дошкольного возраста - это музыкотерапия. Звуки природы, нежные мотивы мелодии вводят нас в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Упражнения с музыкой на релаксацию желательно применять тогда, когда тело ребенка находится в удобном положении, нет отвлекающих факторов.
Использование элементов сказкотерапии хорошо подойдет при подготовке детей ко сну.
Важно при использовании релаксационных упражнений учитывать особенности их проведения:
- проводить упражнения необходимо каждый день в определенное время. После завтрака перед началом занятий, после занятий, чтобы снять излишнюю интеллектуальную напряженность, перед или после сна. Расслабляться лучше с закрытыми глазами;
- время выполнения одного упражнения не более 4-5 минут;
- в процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности ООД (если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнить упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи);
- релаксация включает в себя комплекс из 3-4 упражнений на разные группы мышц;
- каждое упражнение должно содержать элемент игры.
- завершать релаксацию необходимо на позитиве. Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
Необходимо использовать упражнения на релаксацию в работе со следующими детьми:
- с гиперактивными. Релаксация способствует развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка равномерность. Благодаря расслаблению, нормализуется гипертонус и гипотонус мышц, развивается чувствование своего тела;
- с склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- с застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность, испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их проявить, отреагировать внешне.
Для педагогов, начинающих использовать в своей работе с дошкольниками релаксационные упражнения, несколько рекомендаций:
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
3. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
4. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
6. Повторяйте каждое упражнения не более 2 — 3 раз.
7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
8. Только регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным.
9. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущее.
Таким образом, в результате дозированного применения релаксационных упражнений в режиме дня, дети становятся более уравновешенными и спокойными, устраняются повышенная злость, раздражительность, напряженность, тревожность и страхи, что способствует благоприятной психологической обстановке в группе.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Список использованной литературы.
1. Гринберг Дж. С. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.
2. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. №24, 2016.
3. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! //
"РиТМ Психология для всех". № 9, 2011.
4. Шмигель Н.Е. Управляешь дыханием – управляешь жизнью // "РиТМ Психология
для всех". 2011.
5. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.