Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

«Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв» Подготовила: учитель-дефектолог Сюлаева Л. Н.

Консультация для родителей «Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв» Подготовила: учитель-дефектолог Сюлаева Л. Н.

Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. Зеркальное написание означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Почему? Нормально ли это?

       Ребенок пишет в зеркальном отображении буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и дефектологи.

       Главное, не паниковать и не ограничивать желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

        Как помочь ребенку дома? Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

- Играйте в игры на пространственные представления;  развитие правильной ориентации в себе. Ребёнок должны усвоить,  где правая и левая рука, глаз, нога и т. д.

- Определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложнять определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана).

- Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Можно развесить в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками.

- Работайте с запоминанием написания букв. Например, придумайте, на что похожа буква? Пусть ребенок нарисует.

- Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов.

- Придумайте правило: все буквы смотрят вправо, то есть в ту сторону, куда мы пишем. Кроме букв ЗУЧЭЯ, эти буквы смотрят влево. Поиграйте с ребенком, может быть ЗУЧЭЯ — это чье-то имя? Придумайте историю про этого героя.

       Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. в день изучайте не больше одной буквы или цифры. Обязательно соотносите образ буквы и звук,  сравнивайте похожие буквы, обсуждайте их сходства и отличия. Например, попросите ребенка провести по контуру буквы и произнести звук, который она обозначает.

      Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки.     Выделим 3 группы:

       Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.

Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) можно назвать хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.

      Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет, из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков.

      С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

     Важно задействовать при работе  больше органов чувств: например, зрение (цветной пластилин, блестящие бусины), осязание (лепка буквы, украшение ее зернами, ощупывание объемных букв с закрытыми глазами), слух (слушать слова и находить первую/третью букву среди букв, лежащих на столе).

    Таким образом, чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.