У каждого ребенка есть своя зона ближайшего развития - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Для того чтобы чему – то научить ребенка, нужно сделать это вместе с ним. И сделать несколько раз. И в этом основная роль принадлежит родителям.
Вопрос: Зачем учитель-дефектолог предлагает тренировочные упражнения на дом? Ответ: Выполнение тренировочных упражнений учителя-дефектолога способствует наилучшему закреплению изученного на коррекционных занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Выполнение дома определённых видов работы по заданию учителя-дефектолога дисциплинирует малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Вопрос: Какой материал предлагает учитель-дефектолог?
Ответ: Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-дефектологом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Материал включает в себя основные разделы:
• Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
• Упражнения на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
• Серия лексико – грамматических упражнений, направленных на обогащение пассивного словаря, в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
• Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
• Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений.
Вопрос: Каковы рекомендации по выполнению тренировочных упражнений с ребёнком дома?
Ответ: Контроль за выполнением тренировочных упражнений позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание гармонично развитой личности.
Рекомендации:
-Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
-Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
-Время проведения занятий 10-15 минут.
-Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.
-Все задания (кроме графических) выполняются устно.
-Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
-Очень важно следить за аккуратностью выполнения заданий.
-Выполняйте только то, что требуется в задании.
Уважаемые родители! Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.