Моделирование, как деятельность, ориентированная на сенсомоторные функции психики, рассчитанная на использование и стимуляцию образного мышления, является наиболее эффективным способом обучения детей с ЗПР. При этом основой для формирования геометрических представлений является собственная деятельность ребенка с моделями изучаемых понятий и отношений. Эта позиция отражает современный взгляд на необходимость построения учебного процесса на основе деятельностного личностно-ориентированного подхода к организации обучения.
Для ребенка дошкольного возраста с проблемами в обучении оптимальным является вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что важно с точки зрения усвоения понятий и психологических особенностей детей. Если ребенок умеет построить какую-либо модель изучаемого понятия, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее математическим языком, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Через работу с геометрическим материалом на основе модельного подхода возможно формировать и развивать математическое мышление ребенка с трудностями в обучении. Иными словами, ребенок может действовать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога.
Данная деятельность должна быть привлекательной для ребенка, ему должно нравиться то, что у него в руках, и то, что у него получается в результате его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон этой деятельности вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения.
Следующей ступенью мышления является наглядно-образная моделирующая деятельность ребенка, которая постепенно включает более абстрактные способы моделирования - схематический, графический. Символическое моделирование, как наиболее абстрактный вид моделирования, нецелесообразно вводить на ранних этапах обучения, поскольку символика без осознания ее смысла не принесет пользы. При обучении детей с задержкой развития раннее обращение к арифметической символике (знаки чисел, действий и т.п.) вызывает трудности, так как уровень развития мышления еще «не созрел» для правильного восприятия и понимания символических математических моделей предметов и явлений. Поэтому, при развитии элементарных математических представлений необходимо многократно повторять и закреплять пройденный материал.
Содержание деятельности должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Так как геометрическое содержание дает возможность построить работу с ребенком на основе восприятия и осознания формы объектов, а не только количественных его характеристик.
На следующем этапе работы по моделированию возможно использование схематических и графических моделей (рисунков, схем, чертежей), адекватных постепенно развивающемуся наглядно-образному стилю мышления (зона ближайшего развития для ребенка дошкольника с ЗПР).
Анализ формы приводит к количественным оценкам, т.е. такое построение содержания не исключает знакомства и с количественными отношениями, но они являются сопутствующими и не перегружают несозревшее восприятие ребенка абстрактной математической символикой. Насыщение первоначального знакомства ребенка с математикой на основе арифметического содержания не соответствует действительно «детскому пути вхождения» в математику. Ребенок воспринимает и выделяет пространственные характеристики объектов раньше, чем их количественные характеристики.
В работе с детьми с ЗПР необходимо использовать геометрический материал( фигуры, конструктор) для решения следующих задач:
- распознавание (умение выделять существенные признаки предмета);
- сравнение (умение сравнивать два или несколько предметов, отмечая сходные признаки и свойства);
- обобщение (умение обобщать (простые варианты) на основе общих свойств предметов);
-классификацию (умение распределять предметы на группы в соответствии с выделенным признаком)
Решая конструктивные задачи, ребенок овладевает конструктивными умениями. Он способен узнавать и выделять объект (видеть существенное), собирать объект из частей (синтезировать), выделять составные части (анализировать), видоизменять объект по заданным параметрам.
Конструктивная деятельность ребенка с геометрическими образами проходит в два этапа.
1 этап - работа с моделями геометрических фигур выполняется ребенком на вещественном уровне (собственно конструирование): ребенок выполняет разнообразные задания с различными наборами геометрических фигур (складывание по образцу, по заданию, по представлению: узоров, картинок, сюжетов, орнаментов и др. конструкций).
2 этап - те же самые задания он выполняет на графическом уровне, т.е. прием «конструктивного рисования» (использование специальных рамок с прорезями).
Ребенок постепенно научится видеть и узнавать искомые формы в разных сочетаниях, ракурсах, наложениях, так как рисунки и композиции содержат большое количество сочетаний фигур в самых разнообразных положениях.
Таким образом, в результате систематической работы у детей формируется «устойчивость» в сохранении образа формы и умение выполнять любые движения (повороты, сдвиги, наложения и объединения), а также умение синтезировать из этих форм самые разнообразные композиции.