Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

Графомоторный навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать буквы и их соединения.

         Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению. Важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений: зрительно-пространственных, ощущений своего тела в пространстве,  пространственных представлений «левого» и «правого».

         Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

         У детей с умеренной умственной отсталостью отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз с одной руки на другую. Кроме того, в состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений, нарушения темпа и ритма движений.

         Таким образом, дети с нарушением интеллекта часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать сои движения пределами строки, чертить ровные линии.

         Всё это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта умеренной степени. Поэтому родители, включаясь в работу по обучению ребёнка письму, должны быть готовы к тому, что:

- графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими трудностями;

- не все дети с умеренной умственной отсталостью овладеют графомоторным навыком написания всех букв и их соединениями.

 


Общие рекомендации.


Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести
уверенность в себе.

Будьте изобретательны: постарайтесь придумать игровые ситуации.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка достигается многократным его повторением. Все упражнения следует использовать по принципу последовательности (от простого к сложному). Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.


Тренируем руки на прогулке,  дома …

На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д.

Дайте ребенку возможность поиграть с галькой, побросать камушки, пособирать камушки в емкость с узким горлышком.

Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребёнок с интересом будет
осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребёнку закрепить необходимые бытовые навыки.

На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку.

Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.

Научите ребенка закручивать и откручивать крышки.

Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребёнком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений. Упражнения (по нарастающей сложности) лучше выстраивать в следующем порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика).

Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др.), работа с песком, различными крупами, игры (лото, пазлы, мозаика и др.), лепка.

В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др.), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Это поможет ребёнку научиться  «видеть» строку в тетради.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы.

Различные «капельки», «петельки», «ѐжики» и т.д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.

5. Письмо элементов букв.

Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам.

 

При этом важно научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку.

Не стремитесь купить ручку какой-либо удивительной формы, лучше обыкновенную. Особенно не подходят плоские четырехгранные, а также чересчур короткие или слишком длинные.

На начальном этапе можно использовать мягкие цветные карандаши, которые в дальнейшем нужно заменить на простой мягкий карандаш. И только потом использовать ручку.


Успехов вам!

 

Источники информации:

Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 50 с.

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/638/а5_Лапшина_Методичка1.pdf?s