Для формирования хорошего почерка важно развитие мелкой моторики рук. У дошколят мышцы кисти ещё довольно слабые, а кости запястья и пальцев ещё не полностью окрепли. Поэтому до школы следует не учить писать, а готовить руку ребенка к письму и развивать мелкую моторику. Лучше всего это делать в игровой форме.
Пальчиковая гимнастика и гимнастика кистей рук. Упражнения для кистей рук и пальцев знакомы с самого раннего возраста каждому человеку. Например, каждый может показать как «идёт коза рогатая» или рассказать «мальчик-пальчик, где ты был?». Именно благодаря игровой форме подражательные движения с удовольствием выполняются маленькими детьми.
Открывание – закрывание. Как порой раздражает взрослых многократное хлопанье, открывание и закрывание малышом дверок и ящиков. А в это самое время ребенок приобретает бесценный двигательный опыт, практические навыки, развивает моторную память. Компромиссным вариантом станет специальная развивающая доска с набором навесных и дверных замков, защёлок и засовов.
Перебирание. Допускайте ребенка к «кладовым» и «кладам» своей кухни. Перебирайте вместе с ребенком крупы, фасоль, фисташки, семечки, макароны. Раскладывайте их по форме, цвету, размеру.
Выкладывание. Мы и наши дети привыкли к готовым заводским мозаикам и пазлам. Наличие большого ассортимента позволяет удовлетворить любые вкусы и желания. Также материал для выкладывания можно найти и вокруг себя. Образ буквы прочно запомнится, если выложить его из мелких семян, крупы, зёрнышек, косточек, ракушек, бусинок, ткани, шнурков, тесьмы, бумаги, цветов и листьев. Сгодится всё – природный и бросовый материал.
Шнуровка и застёжки. Покажите ребенку, как завязывать и развязывать шнурки на обуви, узелки на веревках и лентах. Тренируйте дошкольника в застёгивании пуговиц и молний. Упражняйте в завязывании бантиков разной сложности и объёма.
Лепка. Лепить буквы и цифры гораздо увлекательнее, чем вычерчивать их на бумаге. А материалом для лепки может служить как традиционный и инновационный пластилин (с разной степенью мягкости, космический и др.), так и солёное тесто, глина. Можно слепить буквы по образцу, а затем превратить их в разные фигурки с похожими элементами. Можно «открыть» кондитерскую, «печь» торты и пирожные, украшать их камушками и семенами. А в песочнице или на пляже из мокрого песка можно сооружать различные постройки.
Конструирование. Чем мельче детали конструктора, тем более точные и дифференцированные движения рук требуются для соединения деталей. Кроме готовых конструкторов отличным материалом для поделок послужат жёлуди, шишки, каштаны, солома, листья и веточки.
Увлекательным занятием станет закручивание и раскручивание гаек, шурупов, винтиков, крышек банок, пузырьков, ёмкостей.
Не выбрасывайте вышедшие из строя технические приборы: телефоны, калькуляторы, клавиатуры, пульты. Разбирайте и собирайте их вместе с детьми. Они могут стать важным развивающим материалом в развитии детской любознательности, исследовательского интереса и ручной моторики.
Нанизывание. Совершенствованию тонких движений пальцев рук способствует нанизывание на нитку или леску бусинок или пуговиц. Можно для нанизывания использовать дары природы, например, ягоды рябины.
Плетение. Плетение веночков из цветов и листьев, поясков из длинных травинок и ниток, а также плетение косичек себе и куклам так же развивает руку и готовит ее к более сложной работе – письму.
Рисование и раскрашивание. Рисуя и раскрашивая, дети учатся правильно держать карандаш, управлять его движением, не выходить за контур фигуры, прикладывать усилия для нажима на карандаш. Предоставляйте ребенку право выбора материала. Кроме карандашей приобретите для занятий рисованием восковые мелки, акварель, гуашь, фломастеры. Используйте для рисования разные поверхности: бумагу, доски, песок, стекло, ткань. Просто рисуйте мелом на асфальте. Покажите ребенку, как рисовать с натуры и по трафарету геометрические фигуры, людей, животных, птиц.
Штриховка и линовка. Штрихование фигурок и тренировка в начертании различных линий: прямых, волнистых, изогнутых, ломаных, закругленных, вертикальных, горизонтальных, диагональных, не только развивают руку, но и тренируют умение ориентироваться на плоскости листа, развивают ориентировку в пространстве.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Помните, что любое занятие требует терпения и труда. Помогите ребёнку развиваться, играя, и принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе! Тренируйте мелкую моторику рук, и ваш ребенок не будет испытывать трудностей в освоении графических навыков и каллиграфии.