Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4

Телефон

8(84157)74868

Эл. почта VJE37@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Адрес: Россия, 442537, город Кузнецк, Пензенская область, улица Минская, дом 4
Телефон: 8(84157)74868
Эл. почта: VJE37@yandex.ru

          Одним из самых труднопроизносимых и позднообразуемых звуков в речи детей является звук Р. Возможно, поэтому его отсутствие или искажение вызывает больше всего тревоги у взрослых.

           В процессе формирования речь проходит определенные этапы. Первый этап становления речи — 2-3 года. Если в этот период звук Р не появляется, то не стоит сразу бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно простой артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает Р, то необходимо посетить специалиста.
На приеме логопед обнаружит проблему, даст консультацию родителям. Если серьезная патология исключена, то могут помочь следующие упражнения:


           «ЛОШАДКА»
Предложите ребенку отправиться вместе с вами в путешествие на лошадях. Поочередно присасывая и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование — кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте темп цоканья).

           «КУЧЕР»
Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку! Чтобы остановить лошадку, надо сказать «тпру». Давай попробуем! От губного Р губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение «Цоканье»).

          «ИНДЮК»
- Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения дошкольника. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А еще большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец — быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на «бл-бл-бл». Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.

 

           «ПРЫЖКИ»
          Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку.

          - Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдем пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин «альвеолы» не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть веселый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребенка — язык находится на «диванчиках», а не на зубах.

          «ВЕТЕР»
          - Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер!

          Покажите ребенку пример — растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете добавить элемент игры — дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с «диванчика» и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки — облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.
 

          «КОТЕНОК»
          Устраивайте состязания — кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят, пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее.

 

          Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы ребенку не надоело.

          Если звук получается, то начинайте его автоматизировать. Сочиняйте вместе «рычащие» сказки и «рычащие» поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке Р,  но старайтесь делать это ненавязчиво.

          Надеемся, эти простые советы вам понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Все получится!