Результат коррекционной работы с ребенком, имеющим ОВЗ, во многом зависит от степени заинтересованности и участия в процессе его родителей. Важная роль в сотрудничестве родителей и педагога отводится домашним заданиям
Логопедические домашние задания – это различные виды упражнений, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на занятиях со специалистом.
Это могут быть задания по развитию внимания, понимания обращенной речи, по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения - то есть по всем направлениям когнитивного и речевого развития.
Родители часто недоумевают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, и так занимается с логопедом 2 (3,4, 5 … раз в неделю)?»
При любом речевом (и не только) нарушении очень важно не только сформировать необходимый навык, но и закрепить его. А для этого необходимо повторять материал регулярно, многократно и, что важно, под контролем взрослого.
Многократность повторения необходима, потому что у ребенка до занятий с педагогом сформировалась привычка говорить неправильно. И теперь важно загасить старые привычки «говорения» и выработать новые, а это достигается только при постоянном повторении. Поэтому, используя предложенный специалистом материал, родители получают возможность закреплять с ребенком полученные на занятиях умения и навыки. А самое главное – отрабатывать материал не только при выполнении заданий в тетрадях или альбомах, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.
Некоторые родители пробуют поручить выполнение домашнего занятия самому ребенку. Но это только тормозит коррекционный процесс, поскольку у дошкольников еще не развит самоконтроль, а значит, выполнение заданий будет некачественным и не принесет должного результата.
Выполнение дома определенных видов работы по заданию педагога дисциплинирует ребенка и подталкивает его к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Дети – очень чуткие эмоциональные «антенны». Родители для детей являются самым большим авторитетом. Если ребенок почувствует, что родитель не особо заинтересован в процессе и не переживает за качество выполнения заданий, то и ребенок не будет стремиться к высокому результату. Поэтому ему необходимо чувствовать сопереживание и поддержку родных, их настрой на положительный результат.
Частые ошибки родителей при выполнении домашних заданий:
Выполнение всех заданий исключительно за «партой».
Занятие в кабинете специалиста и занятие дома – для ребенка совершенно несравнимые вещи. И родители для него – не педагоги. Поэтому дети часто отказываются выполнять с ними домашние задания. Задача родителей организовать выполнение заданий в игре с учетом бытовых условий.
Выполнение заданий за ребенка.
Можно помогать ребенку, но ни в коем случае не делать работу за него. Без проб и ошибок ребенок не сможет научиться. Не гонитесь за совершенством, поощряйте самостоятельность ребенка.
Выполнение всех заданий за один раз.
Дети с ОВЗ очень быстро утомляются. Для них любое обучение – это сложная работа. Поэтому не забывайте менять деятельность, делать перерывы, гулять, устраивать чайную паузу и т.д.
Ругань или насмешки над ошибками и неудачами ребенка.
Подобное поведение может навсегда отбить у ребенка желание заниматься. Хвалите ребенка за каждое, даже самое небольшое, достижение.
Будьте позитивны. Как бы не было трудно в процессе обучения, верьте сами и вселяйте уверенность в своего ребёнка, что все трудности преодолимы!