Во время самоизоляции трудно удержать ребёнка в течение всего дня дома. Подвижный и активный человечек требует много внимания, а уж если в семье их двое или трое, тогда родителям требуется в два раза больше терпения и фантазии. Поэтому предлагаю для Вас, уважаемые родители, и ваших непоседливых ребят развивающие игры, которые помогут не только увлечь малыша, но и развить его слухоречевую память и внимание
Игры на развитие слухового внимания и восприятия
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.
1. Игра «Ушки на макушке»
Цель: Развитие слухового внимания и неречевого слуха.
Покажите ребёнку различные предметы (стеклянный стакан, ложка, лист бумаги, деревянный кубик, пластиковый стаканчик, пластиковая ложка или вилка и др.) продемонстрируйте, как они звучат, постучав ими друг о друга, прошуршав бумагой. Затем предложите ребёнку отвернуться и отгадать, какой предмет звучал?
Обращайте внимание ребёнка на «домашние» звуки и звуки за окном: тиканье часов, звук стиральной машинки, стук по клавиатуре компьютера, шум машин, пение птиц, лай собаки и тд. Чем больше звуков услышит ребёнок, тем лучше. Значит он победитель в этой игре.
2. Игра «Горячо – холодно»
Ребёнок закрывает глаза и считает до 10. В это время взрослый прячет игрушку в комнате. Ребёнок ищет предмет, внимательно слушая инструкцию взрослого: «Холодно» - значит поиск в неверном направлении, а если «Горячо», - смело продолжай искать. Затем роли меняются. Ребёнок прячет и даёт инструкцию взрослому. Взрослый ищет спрятанный предмет.
3. Игры, направленные на увеличение объёма слухоречевой памяти.
Слухоречевая память – это важный вид памяти, который отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение информации, переданной через речь. Такой памятью обладает любой, а вот ее объем, то есть количество сохраненной в памяти информации, у каждого свой. У кого-то объем большой, у кого-то – достаточный, а у кого-то – незначительный. А между тем именно на ресурсах слухоречевой памяти построено обучение, особенно школьное.
Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда. Но чтобы содержать слухоречевую память и внимание в полной боевой готовности, необходимо их тренировать ежедневно. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слухоречевой памяти.
Простейшую диагностику развития слухоречевой памяти детей можно провести посредством небольшого теста. Попросите ребенка 4-6 лет повторить за вами 4-6 слов в заданной последовательности. Обратите внимание, все ли слова повторил ребенок, сохранил ли он порядок произнесения слов.
Не отчаивайтесь, если заметили у своего ребенка проблемы с запоминанием речевой информации. Слухоречевую память можно и нужно развивать! Причем делать это легко, ведь задания выполняются с помощью произнесения и не требуют зрительных стимулов (картинок, игрушек), как если бы вы развивали зрительную память.
Развивающие игры и упражнения
Предлагаем вам игры и задания для развития слухоречевой памяти дошкольников, которые активно использую в своей работе учителя-логопеды. Эти игры развивают память на уровне слов и предложений. Не лишним будет напомнить, что занятия в игровой форме мотивируют ребенка, создают атмосферу заинтересованности и успешности. И не только у ребенка, но и у родителей.
1. «Повтори, не ошибись»
Предлагается повторение ряда слов (начиная с двух и постепенно увеличивая количество) в названном порядке. Такую игру можно разнообразить с помощью игрушек или любых предметов: ребенок сначала повторяет цепочку слов, а затем выбирает названные игрушки из всех предложенных.
2. «Паровозик»
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Напишите на каждом листе цифры слева направо: 1, 2, 3. Это вагоны. Слева от первого вагона можете разместить паровоз. Пусть ребенок вырежет его, приклеит колеса к паровозу и вагонам. Творчество всегда кстати! Поезд везет зверей (из числа имеющихся игрушек) или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.) «Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребенку на слух. (То есть аналогично игре «Повтори, не ошибись».) Количество вагонов можете увеличить.
3. «Магазин»
Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине. (Количество их может увеличиваться). Выдайте ребенку детскую сумочку или настоящую авоську. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в квартире. Покупки могут быть воображаемыми, могут имитироваться листами скомканной газеты, нарисованными картинками, а могут быть игрушечными, если у вас в арсенале есть таковые.
4. «Снежный ком»
Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!
5. «Повтори наоборот»
Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Усложнением этой игры будет включение ряда слов одной смысловой группы в предложение. Например, дедушка принес из леса лисички, сыроежки, подосиновики и боровики. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия грибов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически.
6. «Положи в ладошку слово»
Ребенок подставляет взрослому ладошку, в которую взрослый как бы кладет слова, одновременно дотрагиваясь до ладошки пальцами, сложенными щепотью (то есть имитируя подкладывание новых слов). Затем ребенок сжимает кулак, «запирает» его на ключик, а потом возвращает слова в ладошку взрослому.
Усложнение игры: припоминание слов «из ладошки» по прошествии некоторого времени и даже на следующий день. Таким образом, мы развиваем долгосрочную память.
7. «Сколько кубик показал, столько я и слов назвал»
Если ребенок умеет считать до шести, то интересно будет поиграть с игральным кубиком. Тогда из ряда произнесенных взрослым слов нужно назвать первые несколько слов. А вот их конкретное количество как раз и укажет кубик. Для интереса можете продублировать названные слова предметами (только прикройте их платком). Если выпадет грань кубика с шестью точками и ребенок назовет все слова, откиньте платок. Доставьте ребенку удовольствие убедиться в своей правоте или самостоятельно найти ошибку.
8. «Действуй!»
Взрослый предлагает ребенку выполнить многоступенчатую инструкцию. Начинаем с двух заданий в одной просьбе: добеги до двери и возвращайся ко мне. Действуй! Добавляем задание: добеги до двери, постучись в нее и возвращайся ко мне. Действуй! Затем: добеги до двери, постучись в нее три раза, повернись вокруг себя и возвращайся ко мне. И так пока вам с малышом весело и интересно.
Интересное наблюдение! Для гиперактивных детей, которым быстро надоедают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.
9. «Бесконечная фраза»
Вы начинаете: птица поет. Ребенок добавляет: птица поет песню. Вы: птица поет звонкую песню. И далее – чередуясь: птица поет звонкую песню о лете. На ветке птица поет звонкую песню о лете. На ветке березы птица поет звонкую песню о лете. На ветке раскидистой березы птица поет звонкую песню о лете. И так далее. Эта игра развивает не только память, но и фантазию, формирует у ребенка представление о развернутой фразе, о красивой речи.
Что ж, через пару недель таких занятий вы с удовольствием заметите, что ваш ребенок стал запоминать лучше. Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои. Успехов в развитии памяти и речи!