Многие родители по-разному относятся к разучиванию стихов. Кто-то готов мучительно долго разучивать с ребенком длинные серьезные тексты к каждому празднику, кто-то отказывается от подобной затеи, считая разучивание стихов и выступление на публике пустой тратой времени или стрессом для ребенка.
Чтобы найти истину, ответим на несколько самых простых вопросов.
Для чего учить стихи?
Разучивание стихов в детском возрасте расширяет кругозор, развивает восприятие поэзии, обогащает словарный запас, прививает речевую культуру, способствует развитию эмоционального интеллекта.
Когда начинать учить стихи?
Ритмичные потешки и стишки должны сопровождать жизнь ребенка с самого рождения. Мелодичность и напевность фольклорных произведений и авторских стихов для самых маленьких отлично воспринимается малышами, и память в этом случае развивается без всяких усилий.
В тех семьях, где близкие читают стишки и поют песенки, даже ребенок первого года жизни передает содержание произведения с помощью жестов и мимики (топает ножкой, качается, как бычок, трет лоб, в который угодила мишкина шишка из стихов А.Барто).
По мере взросления этот первый, заложенный в подсознании опыт, позволит ребенку гораздо легче проходить период заучивания.
Самый благоприятный возраст для разучивания стихов - 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше взрослые просто эмоционально, с выражением зачитывали произведения малышу - что-то да запомнит, то после четырех лет формируется произвольная память и начинается осознанное запоминание текста наизусть.
Какие стихи учить с детьми дошкольного возраста?
Подбирать стихи надо соответственно возрасту. Дошкольникам подойдет поэзия А. Барто, Е. Благининой, И. Токмаковой, Э. Мошковской, С.. Маршака, С. Михалкова, Б. Заходера, К.И. Чуковского, Э. Успенского.
Выбирайте стихи, в которых содержится много глаголов, существительных, динамика действий, так как такие стихи детям запомнить проще.
Выбирайте стихотворение в соответствии с темпераментом ребенка. Спокойным ребятишкам лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а вот непоседам подойдут веселые, ритмичные.
Как учить стихи?
Эмоционально и с выражением — именно так следует разучивать стихотворение, иначе оно потеряет всякий смысл для ребенка.
При разговоре с малышом желательно с раннего детства чаще употреблять придуманные на ходу рифмы. Например: «для нашего Антошки есть теплые сапожки», «чистые ли уши у нашего Ванюши?», «вкусная каша для Миши и Маши» и т.д. Тогда стихи для ребенка станут привычными.
Сначала со стихотворением знакомится взрослый, затем медленно читает стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-х до 3-х раз). Взрослый - образец для подражания, поэтому необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, изменением интонации, силы голоса, соблюдением пауз.
Если ваш ребенок сопротивляется, не настаивайте: «Хорошо, учить не будем. Давай лучше я буду рассказывать, а ты повторяй за мной».
Достаточно выучить две строчки или четверостишие в один день. В этом случае ребенку будет легко повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.
Обязательно следует пояснить все малопонятные слова, привести чуть больше примеров, где и как еще можно использовать это слово (фразу).
Расскажите содержание стихотворения своими словами, ребенок должен представлять, о чем стихотворение.
Вначале повторяется первая строчка стихотворения. И до того, пока малыш не начнет рассказывать эту строчку без запинки, не стоит приступать ко второй.
Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать папе, дедушке, бабушке, стихотворение может стать подарком для близкого человека.
Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если он запомнил стихотворение недостаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности.
Секреты быстрого и осмысленного запоминания стихов.
Сопровождение чтения движениями. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения: шаги, плавные движения руками или ритмичное отбивание мяча от пола, передача мяча друг другу и так далее.
Эмоциональное проговаривание текста. Повторяйте строчки стиха с разной силой голоса и тембром: громко и шёпотом, как гномик и великан, как мышка и медведь; весело и грустно, удивленно или с таинственным видом (как волшебное заклинание или просто «по секрету»).
Заучивание текста по картинкам и с использованием мнемотехники. Опирайтесь при разучивании на иллюстрации в книге. Прорисуйте сюжет стихотворения, изображая каждую строчку текста. Ассоциации, опора на изображение, помогают быстро запоминать строки.
Манипуляции с объектом, о котором говорится в стихотворении. Держите в руках то, о чём говорите. Разучивая стишок про Мишку, приготовьте игрушку медведя, корзинку, шишки. Малыш будет брать то один предмет в руки, то в другой.